В чем виноват маршрутчик

В аварии с участием маршрутки на перекрестке улиц Доватора и Шаумяна пострадали четыре человека, один из которых ехал в микроавтобусе, остальные — в «Ладе Калине». Виновник ДТП, на первый взгляд, достаточно очевиден: поворачивая налево, девушка за рулем легковушки не уступила дорогу Peugeot Boxer, ехавшему прямо. Но многие читатели задались вопросом: сделал ли маршрутчик всё возможное, чтобы не допустить столкновения?

Вопросов два: на какой сигнал светофора ехал водитель микроавтобуса и с какой скоростью? Поскольку в ДТП есть пострадавшие, его разбор будет зависеть в том числе от характера травм. При тяжелом вреде здоровью может быть возбуждено уголовное дело, и в этом случае, скорее всего, будет назначена автотехническая экспертиза, которая ответит на подобные вопросы. Пока мы можем оценить ситуацию лишь приблизительно.

Скоростной вопрос

С момента появления маршрутчика в кадре и до его въезда на перекресток прошло 2,5 секунды. Расстояние, рассчитанное по стоп-кадру в пропорции к размерам автомобилей, по нашим прикидкам, составляет около 50 метров. Значит, скорость маршрутчика могла быть в районе 72 км/час. Хотя в России штрафуют только за превышения скорости на 20 и более км/час, при разборе ДТП учитывается фактический лимит скорости, и в городе он составляет 60 км/час.

— Многое зависит от объяснений, которые дал водитель маршрутки. Если он указал, что ехал 60 км/час и это подтвердится, то вопрос к нему быть не может, — рассуждает автоюрист ООО «Страховая выплата» Владимир Новгородов. — Если же он указал, что ехал, например, 80, возникает необходимость в назначении автотехнической экспертизы, которой поставят вопрос: мог ли водитель маршрутки при заявленных обстоятельствах и скорости движения, как фактической, так и допустимой по ПДД, в момент возникновения опасности применить экстренное торможение и избежать столкновения?

Далее, объясняет юрист, всё зависит от выводов эксперта. Если он заключит, что избежать столкновения на 80 км/час маршрутка не могла, но это было возможно при соблюдении ей скоростного режима, то в гражданском суде виновность могут разделить между водителями в определенной пропорции, например, 50/50 или любой другой. Это же обстоятельство может быть учтено судом в случае, если дойдет до уголовного дела.

Летел на желтый?

Сигнал светофора, на который маршрутка въехала на перекресток, на видеозаписи неразличим. До момента включения красно-желтого сигнала поперечному направлению, по нашим оценкам, прошло 3,2–3,6 секунды, что не позволяет сделать однозначный вывод о том, какой именно свет горел маршрутчику. Обычно на крупных перекрестках Челябинска желтый (или его комбинация с красным) горит 2–3 секунды, при этом возможно смещение при включении сигналов, когда поперечному направлению желтый, а потом красный зажигается на 1–2 секунды раньше, чем гаснет запрещающий сигнал в продольном направлении. По нашим оценкам, маршрутчик ехал или на мигающий зеленый, или на ранний желтый.

— Это тонкий момент: где находилась маршрутка в момент смены сигналов: от этого будет зависеть, имел ли он право приоритетного проезда, — считает Владимир Новгородов. — Если в момент включения желтого он не мог остановиться перед стоп-линией, то он имел право продолжить движение, если же это было возможно без экстренного торможения — это будет фактором против маршрутчика.

Три года назад Верховный суд внес ясность в вопрос, кто виноват в ДТП, когда один из участников имел формальный приоритет, но грубо нарушал. Пленум суда постановил, что нарушитель лишается приоритета, но мы уже рассказывали, что речь идет о бесспорных ситуациях, например, когда кто-то проскакивает на запрещающий сигнал или объезжает пробку по обочине, вылетая на перекресток в неожиданной манере. Проезд на желтый при определенных условиях допустим, поэтому «автоматической» вины на водителя маршрутки не накладывает.

Пункт 6.14 ПДД Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Без запаса на ошибку

Судя по обратной связи читателей эта ситуация выходила за рамки сугубо ПДД: многие задаются вопросом, могут ли водители маршрутного транспорта ездить в таком пограничном режиме, не оставляя запаса на ошибку? Несколько лет назад мы запускали проект «Лови маршрутку», в котором собраны сотни примеров грубых и откровенных нарушений в исполнении водителей автобусов. И читатели продолжают присылать нам подобные ролики: ниже — один из последних.

Проблемы маршруток запрограммированы: главным критерием для их водителей является дневная выручка, которая пропорционально скорости движения и количеству запрещающий сигналов, на которые удалось проскочить. В условиях острейшего дефицита водителей для больших автобусов, владельцы маршруток сажают за руль в буквальном смысле кого попало: во время рейдов с ГИБДД нам встречались водители, с трудом разговаривающие по-русски и воспринимающие правила, как формальную рекомендацию.

Справиться с проблемой Челябинск планирует за счет постепенного вытеснения маршруток большими автобусами. Так, по словам заместителя главы регионального Минтранса Александра Егорова, до 2024 года количество малогабаритных автобусов сократится почти втрое — с 700 единиц до 250. За последние три года для Челябинска закуплено 259 новых автобусов, из которых 157 — в 2021-м. Тогда же заработал первый участок выделенных полос на Комсомольском проспекте, и эти работы продолжатся в наступившем году: планируется добавить еще около 40 километров выделенок на улицах Чичерина, Братьев Кашириных, Северо-Крымской, Труда, Энгельса, проспекте Ленина. Это, по замыслу, облегчит маршрутному транспорту соблюдение графика, а он в свою очередь исключит систематическую потребность в нарушениях. Сработает ли этот план — узнаем в ближайшие годы.

8 Comments

    1. Если и есть, у нас нет доступа) Да в данном случае если нет тяжкого вреда здоровью как пить дать напишут водителю Калины вменят нарушение 13.4 ПДД (не уступил при повороте налево), что, на мой взгляд, абсолютно справедливо.

      1. ну видимость там вроде как позволяла увидеть маршрутку.
        другое дело, что глонасс когда внедряли то аспект его использования при рассмотрения ДТП был озвучен. И скоростной режим и торможение можно было бы увидеть.

      2. Да, и не ехала она столь уж поздний сигнал, поперечный поток через несколько секунд только тронулся уже после ДТП. Так что при всей моей нелюбви к наездникам, тут только морально-этический аспект к водителю автобуса можно применять (цеховой стандарт), что до ПДД, однозначная вина Калины.

      3. да я не пытаюсь вину на кого то перевесить:) Интересует исключительно технический вопрос использования глонасса и не более.

      4. Думаю, в любом случае данные ГЛОНАССА считать может только эксперт на автотехнической экспертизе. То есть при разборе мелких ДТП подобное вряд ли будет использоваться. Если есть очевидный виновник, то скорость второго участника никого не интересует. Плюс точность ГЛОНАССА — отдельный вопрос (опять же экспертам)

      5. Да, если на автобусе будут треккеры, облегчится работа, но нам в любом случае к ним не дадут доступ. «Следствие идёт, эксперты разберутся». )

  1. Вот чему в автошколах учат ? Маршрутка — средство повышенной опасности, увидел что несется — притормози !

Добавить комментарий