Весна. Природа дышит полной грудью. Дороги освобождаются от снега и асфальта. Кратеры предательски заливает водой. Слышно пение вешних птиц. Пахнет влажной землей и приключениями. Иномарки пониже звонко хрустят бамперами, стесывая углы и колесные диски об остатки асфальта. Водители, разнеженные теплым ветром, хмуро ожидают ГИБДД и проклинают местные власти. Кажется, сама природа готовится к приходу Lada X-Ray.
Потому что он создан именно для таких дорог. Попадание – стопроцентное. Просвет под 20 см и подвеска от Renault Sandero Stepway, да еще чуть более жесткая, обеспечивают максимальную степень защиты от вешнего асфальта, которую только можно ждать от среднеценовой машины.
Вот и я принял глубокую выбоину за лужу. Хрясь – и в салоне наступил девятибальный шторм. Нецензурное слово спорхнуло с губ. Андрюха вцепился в фотоаппарат. Лязгнул в багажнике штатив. Но X-Ray даже не ойкнул: чуть неуклюже, по-медвежьи, он присел, кивнул да поехал дальше. Шикарная энергоемкость.
Впрочем, на более-менее ровной дороге меня охватило дежавю, словно когда-то я уже ездил на подобной машине. Точно! X-Ray отдаленно напомнил мне Lada Kalina Cross, вазовский лоукостер с задранной и ужесточенной подвеской, который разочаровал излишней тряскостью и неважной управляемостью.
X-Ray, конечно, более сбалансирован, однако чувствительность подвески к мелочам все же выше ожиданий. Яма, рельсы, стык… Стук, стук, стук… Никто не забыт, ничто не забыто.
А хуже, что на скорости X-Ray начинает словно погуливать по трассе, реагируя на колеи и выбоины. Причем если отпустить руль, машина демонстрирует вменяемую курсовую устойчивость, но когда руки на баранке, создается впечатление ненужной живости. Возможно, виновата калибровка электроусителя, который у X-Ray свой (у Sandero гидроусилитель), из-за чего руль словно дышит в руках.
В результате, не возникает быстрого сживания с машиной, и управление не кажется интуитивным. Потом я уже понял, что, возможно, излишне напрягаю внимание, и можно чуть ослабить поводья, но полного взаимопонимания не возникло. Может быть, это вопрос привычки.
При активной езде ощущение тоже смешанные. У X-Ray не пустой руль, он неплохо стоит на дуге и предсказуем. Но при столь высоком кузове, естественно, возникают крены, а на неровной дороге с толку сбивает все тот же эффект субъективного (или объективного?) плаванья по траектории. В результате, ехать на нем в резкой манере просто не хочется. Тем более, за излишнюю резкость он накажет недостаточной поворачиваемостью.
Vesta с ее мягкой подвеской, но живым и даже острым шасси показалась мне гораздо более интерактивной. Представляете? Шасси, разработанное вазовцами и, судя по цене, более дешевое, оказалось лучше, чем настроенный румынами X-Ray. Последний, как и Kalina Cross, портит погоня за клиренском и энергоемкостью подвески: такое впечатление, что неплохой замысел нуждается в шлифовке на испытательном треке.
Интерьер X-Ray оставляет на редкость хорошее впечатление: он незатейлив, но лишен визуальных несуразностей и ощущает этаким монолитом. Запах пластика не такой резкий, как в «Весте», а блок управления климатом удобнее, чем у родственного «Дастера». А какая практичность! Есть мелкие ниши для телефонов, огромный бардачок и ящик под пассажирским сиденьем. Правда, нет центрального подлокотника с боксом, но лично я и не люблю, когда что-то лезет под локоть.
И эргономика неплоха, хотя профиль сиденья простоват, и плечи с поясницей держит посредственно: вазоводы не обратят внимание, а те, кто избалован иномарками за 600 тысяч в ценах 2005 года, буду стенать. От донора-Sandero досталось несколько рудиментов, вроде слепой клавиши подогрева сидений, а от АвтоВАЗа – не очень наглядная оцифровка приборов. Но если не зацикливаться на мелочах, интерьер X-Ray удался, и он не кажется простаком, как первый Logan. Вполне современная машина за означенные деньги.
Комфорт вполне на уровне класса: X-Ray не тихий, но и не громкий, а подвеска хоть и чувствительна к мелочевке, наделяет вас роскошью не обращать на дороги внимания в принципе. И чем хуже дорога, тем выше комфорт X-Ray в сравнении с однокашниками.
АвтоВАЗ, к слову, позиционирует его кроссовером, что правда лишь наполовину. По геометрической проходимости это стопроцентный кроссовер, более того, за счет своей компактности и приличного просвета он даст фору среднеразмерным кроссам на буграх и в колеях. Но у X-Ray нет полного привода (ожидается в 2017), что ограничивает тяговую проходимость, а ESP не отключается и неохотно помогает при езде по трясинам. Тем не менее, X-Ray совсем не прочь съехать с дороги и штурмовать, например, сухой луг.
Мы ездили на X-Ray с двигателем H4M (урожденный Nissan, 110 л.с.), который доступен только в паре с «механикой» JR5 от Renault. Сочетание не искрометное, но вполне рабочее. Длинный, довольно легкий в пользовании рычаг коробки позволяет активно шурудить передачами, что приходится делать из-за некоторой сонности мотора на низких оборотах (может быть, виноват обкаточный режим – машина новая). Но для адекватной езды X-Ray подходит без оговорок, а если уж приспичило обогнать пошустрее, совет традиционный – крутите мотор.
А вот 106-сильного двигателя, сдается мне, будет маловато: бог с ней, с мощностью, но у вазовского мотора ниже крутящий момент и уже рабочий диапазон, что для довольно тяжелого и высокого X-Ray может быть проблемой. Версия с 1.8-литровыйм (122 л.с.) агрегатом и «роботом» будет доступна в марте, и ей надо посвятим отдельный материал.
X-Ray относится к B-классу, поэтому задние сиденья здесь не поражают ничем: ни вместимостью, ни удобством. Сам за собой я сажусь более-менее свободно, а вот места для моих сапогов 44-го размера при посадке категорически не хватает – узковат проем. Поза задних пассажиров близка к вертикально-табуреточной, запас места над головой есть, но умеренный, и почему-то на ум снова приходит Lada Vesta, у которой второй ряд гораздо более гостеприимный. Эх, не ценим свое.
А вот багажник у X-Ray удался на пять баллов. Вазовский хечт длиннее, чем Sandero Stepway, и большая часть прибавки в длине пришлась как раз на грузовой отсек, который достиг 361 л объема. Это не рекорд, но для повседневных нужд достаточно.
Но главное, вазовцы с душой подошли к оформлению этого литража, в результате, багажник получил правильную форму и двухярусную компоновку : фальшпол можно установить вровень с порогом и сложенными спинками сидений, или опустить на «этаж», увеличив объем багажника. При этом под основным полом есть еще и полноразмерная запаска, а когда фальшпол поднят наверх, образуется удобное пространство для редко востребованной мелочевки. Есть здесь проушины для крепления груза и даже розетка на 12В. Раньше такую внимательность к багажникам демонстрировала разве что Skoda.
Цены я уже анализировал, и с тех пор они, слава богу, не изменились. Значит, после подорожания ряда конкурентов, в частности, Solaris и Polo, шансы Lada на успех увеличиваются. Напомню, что базовая версия за 589 тысяч рублей выглядит «маркетинговой» и пока недоступна для клиентов. К тому же, ее нельзя дооснастить кондиционером. Зато каждый X-Ray имеет две подушки безопасности, АБС, систему стабилизации, систему ЭРА-ГЛОНАСС, 16-дюймовые литые диски и магнитолу.
С мотором H4M, кондиционером и подогревом сидений X-Ray стоит от 628 тысяч рублей, и, думается, подобная комплектация будет наиболее востребована. Мы ездили на топовой версии с таким же двигателем, которая стоит 698 тысяч рублей, а из оборудования включает обогрев лобового стекла, парктроник, камеру заднего вида, датчики дождя и света, мультимедийную систему с навигацией и другое оборудование. С точки зрения оснащенности X-Ray – совсем даже не бедный родственник.
Версии с роботом и 1,8-литровым мотором стоят в диапазоне 653-723 тысячи рублей.
Ну так каков вердикт? X-Ray не оставил однозначного впечатления. Он выглядит идеальным автомобилем для жителя села, который не хочет вкладываться в кроссовер, пусть даже бэушный. Хорошая проходимость, практичность, проверенная платформа… С другой стороны, житель села может предпочесть «Ниву» или более дешевую «Калину» в кузове универсал, а начнете спорить — трехэтажно обоснует свой выбор.
X-Ray удобен для города за счет компактности, хорошей оснащенности и все того же исполинского просвета, актуального на весенних дорогах. Но если честно, Vesta показалась мне более сбалансированной и перспективной машиной, особенно, если докажет свою беспроблемность. Да и разница в цене в 100 тысяч рублей играет роль.
X-Ray вторгается в довольно конкурентный сегмент рынка, где у людей уже сформировались определенные приоритеты. Поэтому легкой победы у него не будет, и за место даже в тройке лидеров сегмента В+ ему придется побороться.
Впрочем, ряд веских достоинств X-Ray делают эту задачу вполне для него посильной. Особенно, на таких дорогах.