Камеры на Меридиане врут?

Примечание А.К. В конце статьи добавлен блок о результатах проверки камеры ГИБДД.

Владелец Nissan Terrano Антон получил два штрафа с камер на «Меридиане» в Челябинске. По утверждению автомобилиста, в постановлениях существенно искажена реальная скорость его движения. Мы разобрались, реально ли оспорить эти протоколы и есть ли управа на подобные комплексы фиксации дорожных нарушений.

— Первый штраф с точки в районе улица Артема мне прилетел в декабре и показался подозрительным, но я оплатил, — рассказывает Антон. — В праздники, 5 января, снова поехал по этому маршруту, помня о штрафе, и решил проверить камеру.

Антон установил лимитатор на 80 км/ч, что соответствовало скорости по навигатору 77 км/ч, то есть на 3 км/ч ниже порога, превышение которого наказывается по Административному кодексу.

— И вот на днях пришел штраф за поездку 5 января: по данным камеры, я ехал 84 км/ч, то есть на 7 км/ч быстрее скорости по навигатору, — объясняет он. — Очевидно, что обжаловать постановление мне не удастся и штраф придется платить, но нужно обратить внимание других водителей и ГИБДД, чтобы камеру перенастроили.

Можно ли оспорить такой штраф?

Это сложно, хотя прецеденты есть. Постановление выносится на основе инструментальных измерений комплекса видеофиксации, точность работы которого устанавливается во время поверки. В данном случае нарушение зафиксировано комплексом Digital Patrol, имеющем сертификат № 97004943 от 11 сентября 2021 года, который действует два года. При этом заявленная погрешность измерений составляет плюс-минус 2 км/ч.

— Прецеденты оспаривания таких штрафов есть, — рассказывает автоюрист ООО «Страховые выплаты» Владимир Новгородов. — Но обращаться с жалобой в ГИБДД в данном случае, как правило, бесполезно, а если идти в суд, то необходимо предоставить четкие доказательства того, что в момент нарушения скорость была иной.

Таким свидетельством могут быть регистраторы или смартфоны, но, по словам юриста, полноценным пруфом они являются, если запросить у производителя сертификат, устанавливающий погрешность измерения скорости. Плюс автомобилисту придется доказывать, что видеозапись сделана именно в момент нарушения.

Более надежными средствами в этом случае являются GPS-трекеры, которые нередко ставят на автомобили клиентов страховые компании: устройство фиксирует маршрут, скорость и время, а данные могут быть выгружены из личного кабинета владельца или по запросу в страховую компанию.

— Некоторые судьи принимают доводы автомобилиста, но важна также его предыстория, и если у него очень много прошлых штрафов, то оспорить наказание по указанным основаниям практически невозможно, — добавляет Владимир Новгородов.

Теоретически вычислить скорость движения можно с помощью фотографий, на которых видно расположение автомобиля в разные моменты времени (оно фиксируется с точностью до долей секунды). Но суд не примет любительские расчеты: выполнять их должен автотехнический эксперт

В России сложилась крайне двусмысленная система, когда городской лимит ПДД по правилам (в том числе на автодороге «Меридиан») составляет 60 км/ч, но к нему добавляется «зона нечувствительности» в 20 км/ч. Такой принцип ввели в 2013 году, формально — чтобы с запасом учесть возможную погрешность камер видеофиксации. Не является ли это обстоятельство окончательным доводом против автомобилиста, ведь даже, по его собственным данным, он превышал на 17 км/ч?

— Да, он нарушал Правила дорожного движения, — соглашается Владимир Новгородов. — Но статьи КоАП, которая бы наказывала за превышение на 17 км/ч, нет, поэтому в любом случае камера должна зафиксировать скорость на уровне лимит плюс 20 км/ч.

Если вы также получили штраф с челябинских камер, который считаете незаконным, свяжитесь с нами через форму обратной связи в конце статьи, не забыв указать подробности: где, когда именно и какое нарушение было зафиксировано.

Камерами заинтересовалась Генпрокуратура

По итогам рассмотрения множества жалоб и принятия ряда процессуальных мер, вопросом «адекватности» камер видеофиксации озаботилась Генеральная прокуратура России.

— Установка камер, как показали проверки, в первую очередь преследует цели обогащения, монетизации, а вопросы безопасности отходят на второй план, — пояснил позицию ведомства его глава Игорь Краснов. — Выявлены случаи, когда камеры устанавливаются с неотлаженным техническим обеспечением, в результате чего граждане получают незаконные штрафы. А некоторые системы вообще не работают при попустительстве ответственных должностных лиц.

Генеральная прокуратура подготовила поправки в законодательство, регулирующее работу камер видеофиксации. Рассмотрение многочисленных жалоб позволило добиться изменения расстановки камер в ряде регионов России, а также отменить множество постановлений. Например, в Московской области прокуратура признала незаконными 1800 штрафов. В городе Волхов Ленинградской области камера после знака ограничения скорости 40 км/ч за десять дней незаконно оштрафовала более 3000 лиц. В Нижегородской области из-за выявленной технической неисправности камера за шесть дней работы настреляла 6500 ложных штрафов.

Самый громкий скандал в Челябинской области случился осенью этого года: камеры на Объездной дороге стали массово фиксировать превышение массы и габаритов проезжающих грузовиков, выписывая штрафы 150–300 тысяч рублей. Когда владельцы фур обратились в СМИ, камеры поставили на паузу, а затем перенастроили. Тем не менее оспаривать уже выписанные штрафы, достигавшие в сумме миллионов рублей, автовладельцам пришлось через суды. По информации юристов, работающих в сфере, судьи практически сразу вставали на сторону оштрафованных.

Нештрафуемый порог снова в фокусе внимания

В России не ослабевает дискуссия о пороге 20 км/ч, и вчера, 31 января, вице-мэр Москвы по транспорту Максим Ликсутов в очередной раз предложил снизить эту величину до 10 км/ч.

— Я уверен, как и эксперты федерального уровня, которых мы привлекали к этой работе, что снижение нештрафуемого порога — это не вопрос количества штрафов, это действительно существенным образом отразится на снижении смертности на дорогах города, — пояснил он свою позицию агентству РИА Новости.

Идея сразу встретила сильное сопротивление, и ее раскритиковал секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак:

— Инициатива господина Ликсутова не нова и откровенно вредна, — заявил он агентству «Интерфакс». — Мы это всё уже обсуждали еще до пандемии и пришли к общему мнению, что эта мера избыточна и ничего общего с безопасностью не имеет. Эта идея — только про то, чтобы поглубже залезть в карманы граждан. Как и техосмотр в том виде, в котором мы недавно его отменили.

При этом снижение нештрафуемого порога осложнено чисто техническими причинами: например, на Троицком тракте Челябинска, который переходит в загородную автодорогу, года три назад установили лимиты скорости 20 км/ч, видимо, подразумевая реальное ограничение 40 км/ч.

Подробнее о челябинских камерах

Новые камеры видеофиксации появились на Комсомольском проспекте: они фиксируют незаконный выезд на выделенную полосу для общественного транспорта. По новым правилам в населенных пунктах камеры больше не обозначаются табличками фотовидеофиксации.

Комсомольский проспект: выделенную полосу здесь частенько заметает снегом, но это не является оправданием для выезда на нее, если вблизи места нарушения есть соответствующие знаки

Попытки оспорить штраф за превышение скорости в Челябинске предпринимаются регулярно, в том числе с привлечением физиков. Но, как правило, безуспешно.

С 1 марта камеры начнут фиксировать два новых типа нарушения: езду без диагностической карты техосмотра и без действующего полиса ОСАГО. В финальной стадии находится проект «Народный инспектор», который позволяет фиксировать ряд нарушения с помощью смартфонов и видеорегистраторов.

Обновленое 03.02.2022

В ГИБДД определили точность, с которой камера на «Меридиане» измеряла скорость. Ранее на нее пожаловался автомобилист, заподозрив комплекс фиксации дорожных нарушений в завышении показаний. После этой публикации мы получили еще 8 аналогичных сообщений от читателей, которые описывают похожий сценарий: по их словам, двигаясь под камерами на круиз-контроле (или лимитаторе) со скоростью 80 км/час по спидометру, они всё равно получили постановления, в котором обычно фигурировали показатели на уровне 83–85 км/час

Пример еще одного постановления с камеры по адресу улица Артема, 195: владелец Renault Duster также не согласен со штрафом

Проверку по инициативе ГИБДД Челябинской области провела подрядная организация, работающая от лица госучреждения «Безопасный регион».

— После вашей публикации мы проверили указанную камеру: измерение было проведено в среду в 11:26 утра, — объяснил начальник ЦАФАП УГИБДД по Челябинской области Сергей Пурусов. — Для проверки использовался специальный GPRS-трекер, который фиксирует координаты, время и скорость движения транспортного средства. Прибор имеет необходимые документы Росстандарта, в частности, свидетельство об утверждении типа средства измерения, а также свидетельство о поверке. Те же самые документы имеет комплекс видеофиксации Digital Patrol, установленный возле дома на улице Артема, 195.

Контрольный автомобиль двигался со скоростью 68 км/час, по данным GPRS-трекера. Зафиксированная комплексом видеофиксации скорость составила 67 км/час, то есть укладывалась в погрешность плюс-минус 2 км/час, заявленную производителем — челябинской компанией «Диджитал Патрол».

— Мы периодически получаем жалобы такого рода от владельцев в том числе дорогих машин, которые говорят: «У меня стоит очень крутая навигационная система, и она показывает не ту скорость, что ваша камера», — говорит Сергей Пурусов. — Однако нужно понимать, что даже дорогая навигационная система не является измерительным прибором, кроме того, ее основная функция — определение координат, а не скорости. Поэтому выводы о точности работы камеры можно делать, только если контрольное измерение проводится сертифицированными средствами, что и было сделано.

Сергей Пурусов также подчеркивает, что сама по себе езда на скоростях, близких к 80 км/час, по городской черте хоть не влечет зачастую штрафа, но является нарушением. Например, даже незначительные превышения скорости могут стать фактором в пользу виновности водителя в случае ДТП, поэтому испытывать камеры на прочность, двигаясь на скорости +20 км/час от лимита, не стоит.

— Если автомобилист в корне не согласен с вынесенным постановлением, он вправе его обжаловать, — уточняет Сергей Пурусов. — Мы следим за ситуацией и в случае любых сомнений в точности работы комплексов отправляем информацию в ГКУ «Безопасный регион», которое отвечает за работу системы видеофиксации в Челябинской области.

13 Comments

  1. Прокуратура, особенно заинтересовалась, камерами выставляемым частниками, с нарушением требований руководства по эксплуатации.
    Нам, благодаря Текслеру, с таковыми реалиями сталкиваться не приходится. Когда говоришь, гостям из соседних областей, что у нас на дорогах отсутствует множество мобильных комплексов видеофиксации, благодаря губернатору, многих это вводит в положительный ступор.
    Кстати они (прокурорские) ратуют и за упрощения системы оспаривания и аннулирования штрафом с комплексов видеофиксации, как и за введение ответственности за не правильно выписанные штрафы,
    Рамка на объездной (та что за развязкой на м5 в сторону Троицкого тракта)так и чудит, а вот выписывает штрафы или нет не знаю. Бучу подняли, потому как есть инфотабло, показывающее сразу результаты., И есть возможность сразу по рации попиздеть с товарищами, разузнать ситуацию. А было бы как других ,(в частности в Свердловской), без инфотабло. А просто баннер что по всем вопросам и штрафам вам нужно обратится по телефону или на сайт, все было бы совсем по другому.

    1. >>> Бучу подняли, потому как есть инфотабло,

      Бучу подняли, когда миллионные штрафы пришли. Её организатор, владелица двух фур, за месяц тогда получила 6 или 8 штрафов по 150 тысяч))

      1. Артем, спорить не буду.
        Но не многие посты весового и габаритного контроля оборудованы такими табло, где сразу светиться инфа о превышении, правда не понятно чего. У меня и камаз с КМУ на этой рамке всегда светился как негабарит, хотя ему то откуда.
        Но когда в режиме онлайн водилы фур видят инфу и каждого превышение, волей не волей в эфире ( и сегодня тоже постоянно это слышишь) дальнобои начинают материться, и говорить именно об этой рамке. И волей неволей собственнику бизнеса которому приходят штрафы, после разговора с водителем, рассказавшем об ситуации, обратиться в суд.
        Если бы не было табло, ни кто бы ни чего не обсуждал в эфире, именно по этой рамке (кам). А там ищи свищи где на каком километре контроля, у тебя тент раздуло. Платили бы тихим сапом.

      2. Табло тоже стимулировали, да. Просто без штрафов это были бы просто прикольные цифирки, никто бы не побежал в СМИ.

  2. мое имхо, этот порог есть зло. и я бы его отменил вообще. но это требует полного пересмотра всех лимитов на дорогах, а не того уродства, что понатыкали сейчас с учетом этого «порога»
    к примеру обычные дороги межгород я бы поднял лимит до 110, 4х полоски с отбойником 130, в городах возле школ/садиков — 30, на обычных улицах 40-50. на том же меридиане 70 и т.д. и т.п.

    и дай мне волю я был ввел систему градаций штрафов (что то типа такого):
    3-4 штрафа — лишении скидки 50%
    5-7 штрафа — коэф. х1,5 на штрафы
    8-10 — коэф х2
    11-15 — коэф х3 и обязательные работы без вариантов допустим неделя
    16-20 — коэф х4 и работы на 3 недели
    21+ — коэф х5, работы 2 месяца и лишение прав на полгода.

    1. Согласен по всем пунктам. Изначально порог +20 км/час был тупым популизмом. Она создал огромную двусмысленность, потому что, например, при разборе ДТП нет никаких +20 км/час — водитель ехал 61 км/час в городе — всё, он нарушитель. А штрафа при этом нет. И многие бьют пяткой в грудь, что в городе можно 80 км/час летать.

      Косвенным плюсом стал более вменяемый режим движения на трассе, потому что ну 90 км/час (и 60 км/час в деревнях, которые нанизаны на федеральные трассы) — это уже тяжко при нынешних машинах и ритме жизни. Однако это можно было сделать просто поднятием лимита на трассах и часть городских улиц, но это же ответственность. А так вроде удобно: все гонят 110 км/час, а если что случись — сами виноваты.

      А теперь действительно поздно, потому что навесили везде знаков 20-40 км/час, затяни гайки — ну, вообще тоскливо ездить будет.

      И целиком поддерживаю прогрессивную шкалу наказаний за скорость. При этом она уже вроде как существует, например, недавно уголовку аж ввели за многократные сильные превышения скорости, но получилось очень ступенчато. Кстати, лишение скидки есть для сильных превышений скорости (60 и выше).

  3. сделать в городах 50 км/ч лимит и нештрафуемый порог 5 км/ч на погрешность камер. средняя скорость движения по городу 25-30 км/ч.
    смысл лететь 70? только для того, чтобы на следующем светофоре подольше постоять.

    1. В некоторых местах светофоры так настроены, что провоцируют ехать с превышением чтобы попасть в зелёную волну.

  4. по поводу апдейта. мб проблема тех машин которые имеют не родные колеса?
    также вопрос — нет ли там наклона?

  5. Что-то как-то при проверке, все условия причины обращения были подменены.
    Я понимаю. что согласно регламента и руководства по эксплуатации комплекса, нужно проводить исследование по тем скоростям , что указаны прверяльщиком при проверке. Но у вас, заявленная неисправность то немного другого рода, а именно обозначен совсем другой скоростной режим.
    а то до 70 будет плюс два процента, после 70 плюс десять, а при температуре ниже -20 он будет пиздеть еще больше.
    Ну и понятно, про ссылки что мы пользуемся сертифицироанным и аккредитованным оборудованием а вы нет, Собарлись бы ночью пару десятков машин ( те кто считает что камера пиздит), и на круиз контроле под запись прошли бы этот участок с заявленными параметрами, от ГорГИБДД как раз времени с запасом хватит. И посмотрели бы. Сначала 10 телефонов проверили на одной машине, не пиздят ли, а потом если все в пределах погрешностей разнеслись по машинам исполнителям.

  6. Я согласен с ЯРиК, если это средство измерения, то оно должно соответствовать нормам погрешности не в каком-то нужном диапазоне, а именно в диапазоне измерений. Какой-то бредовый эксперимент. Ну и что, что погрешность на 68 км/ч в допуске (возможно). Но комплекс меряет не только в этом пределе? У него же должен быть заявленный диапазон измерений и погрешность на этом диапазоне. Так и проверять нужно весь диапазон, а особенно на границах, где, как правило, идет резкое ухудшение характеристик.

Добавить комментарий