Как проверяли спорную камеру на Кашириных, 101

Камера установлена на столбе перед светофором возле дома Кашириных, 101 и направлена в сторону Молодогвардейцев. Рядом — остановка «Посёлок Бабушкина»

В конце мая мы стали получать десятки жалоб автомобилистов на работу камеры фотовидеофиксации нарушений на улице Братьев Кашириных, 101. Обратившиеся челябинцы утверждали, что не ездят по городу быстро и нарушения фиксирует только конкретный комплекс. Все обратившиеся присылали копии постановлений: порой камера фиксировала скорости более 100 км/час. В ГИБДД области обратили внимание на проблему и пообещали разобраться, а вчера повели инструментальную проверку работы камеры. Я присутствовал на этом тесте, и вот что показали его результаты.

Микроавтобус со специальным оборудованием несколько раз проехал под камерой

Понятно, что подобная проверка позволяет лишь судить о точности работы камер в данный момент времени, тогда как большая часть нарушений, в которых усомнились автомобилисты, совершены в марте 2023 года.

На экран ноутбука выводятся данные с прибора NV08C-CSM-DR. Цветные кружки — это группировка спутников, с которой прибор получает данные для вычисления координат и скорости

Исследование проводили с помощью GPS-прибора, свидетельство о поверке которого выписано в ноябре 2022 года. По результатам трёх проездов со скоростями 40-50 км/час разница в показания GPS-прибора и комплекса «Автодория 3» составила 0,28-0,69 км/час, то есть погрешность укладывается в нормативы. Акт подписан представителями ООО «Квирит», ОГКУ «Центр обработки вызовов системы 112 — Безопасный регион» и ЦАФАП ГИБДД по Челябинской области.

ООО «Квирит», по данным системы «Контур.Фокус», является подрядчиком, выигравшем в конце 2022 года госконтракт на 6 млн рублей на техническую поддержку комплексов фотовидеофиксации нарушений в Челябинске до конца 2024 года. Генеральным директором общества является Людмила Червоткина. ОГКУ «Центр обработки вызовов системы 112 — Безопасный регион» — казённое учреждение, на балансе которого находятся комплексы фотовидеофиксации Челябинской области.

Пример одного из присланных штрафов: водитель Lada Largus утверждает, что 100 км/час не ездит даже за городом. Видно, что он движется в «звене» трёх машин: получается, с такой скоростью ехали все трое?
Ещё одно постановление: тут скорость якобы была 103 км/час. Автор также уверена, что не могла нестись так быстро
58-летний владелец VW Polo получил штраф за езду на 104 км/час. «Мне уже давно не до гонок», — пишет он. На фото видно, что за ним примерно с той же скоростью движутся ещё несколько машин, включая фуру

Таких обращений мы получили десятки. В редакцию также обратились представители ООО «Автолайн», обслуживающего автобусные маршруты № 78 и № 128, которые предоставили данные с ГЛОНАСС-треккеров. Они показывают гораздо более низкую скорость, чем камера на Кашириных в те же моменты времени. Руководство «Автолайна» обратилось с жалобой в ГИБДД, но официального ответа пока не получило. На наши вопросы об этой ситуации заместитель начальника ЦАФАП Челябинской области Андрей Смирнов сказал, что данные маршрутки превышали и в других местах города. Мы попросили показать постановления, которые бы подтверждали систематичность таких нарушений, но Андрей Смирнов сказал, что это возможно только по согласию собственника транспорта. В самом «Автолайне» на наш вопрос о массовости нарушений ответили, что данные автобусы получили штрафы за превышение скорости только с камеры на Кашириных. С других же участков, по их словам, иногда приходят штрафы за выезд за стоп-линию, но не за скорость.

Периодически на этом участке встречаются автомобили, которые едут ощутимо быстрее потока. Но оценить их скорость на глаз проблематично

В ЦАФАП категорически отрицают возможность некорректной работы данной камеры, отмечая в числе прочего, что не было зафиксировано пика нарушений на данном участке.

— Этот комплекс видеофиксации установлен здесь сравнительно недавно, в октябре прошлого года, — говорит Андрей Смирнов. — Зимой скорости падают в силу дорожных условий, а как только потеплело, скорости возросли, и люди стали получать штрафы. Этот участок прямой и часто свободен от транспорта, позволяя разгоняться достаточно сильно.

Поток в этой части улицы Братьев Кашириных очень неравномерный и идёт порциями. В утренние часы пик движение уплотняется, но после этого возникают периоды, когда дорога пустеет

Андрей Смирнов также подчёркивает, что комплекс «Автодория 3» работает не в визуальном режиме (то есть определяя скорость по серии снимков), а за счёт электромагнитного излучения.

— С такими комплексами проблем практически не бывает, они работают очень надёжно, — добавил он.

После наших публикаций, по его словам, количество жалоб на некорректную работу самых разных камер в Челябинске резко возросло, но все они, по мнению руководства ЦАФАП, не состоятельны.

— Мы садимся с человеком, смотрим снимки и видим, что его машина едет быстрее потока, — говорит Андрей Смирнов. — На глаз мы не можем определять её скорость, поэтому для этого есть сертифицированный и поверенный прибор.

Доказать езду с той или иной скоростью практически невозможно, что превращает камеры в этакие чёрные ящики

Треккеры на основе систем GPS или ГЛОНАСС в ГИБДД считают слишком неточным средством фиксации скорости, чтобы использовать как доказательство. То же касается данных спидометра или круиз-контроля:

— Частая ситуация: приходит водитель и говорит, что на трассе выставил на круиз-контроле скорость 110 км/час и потому абсолютно уверен, что не нарушал, — продолжает Андрей Смирнов. — Но, во-первых, по Правилам скорость на обычных загородных трассах у нас ограничение 90 км/час, а не 110 км/час, и никто эти лимиты не менял. Во-вторых, точность спидометра зависит от массы факторов, в том числе того, какой размерности колёса стоят на автомобиле, поэтому если человек ставит на круиз-контроле 110 км/час — он с большой вероятностью будет нарушать.

Камера стоит прямо перед светофором, поэтому не исключён и вариант ускорения отдельных машин, чтобы успеть на зелёный

Оспорить постановление за превышение лимита скорости очень проблематично: я уже рассказывал, как это делается. Первой инстанцией для жалоб является руководство подразделения ГИБДД, чей сотрудник вынес постановление. Далее автомобилист имеет право обратиться в суд, но проблема в том, что там потребуют доказательств движения с определённой скоростью. Отчасти могут пригодиться данные с видеорегистраторов, фиксирующих скорость, но в любом случае автомобилисту потребуется сертификат производителя, где указана погрешность измерения прибора, а также доказательство того, что запись сделана именно в то время и в том месте, что указаны в постановлении.

Осложняет дело и отсутствие независимого контролера, который мог бы проверить работу камер по жалобам автомобилистов. В Челябинской области сами комплексы принадлежат бюджетной организации ОГКУ «Центр обработки вызовов системы 112 — Безопасный регион», а вынесением постановлений занимаются непосредственно сотрудники ЦАФАП ГИБДД. Представители этих же структур проверяют работу камер. Возможно, разрешению споров помогло бы наличие полной видеозаписи проезда с другого ракурса, что позволило бы оценить скорость визуально, но законодательного требования делать такую запись и хранить её нет.

Самый громкий скандал с камерами в Челябинской области разгорелся в 2021 году, когда дальнобойщики и владельцы фур стали получать стотысячные штрафы за якобы имевшее место превышение массы или габарита. Впоследствии камеры поставили на паузу, а часть штрафов отменили в судебном порядке.

В начале 2022 года мы стали получать жалобы на камеру, установленную на «Меридиане». ГИБДД тогда не обнаружила с ней проблем.

Через два месяца автомобилисты заподозрили в искажении данных камеры на Уфимском тракте. В тот раз мы также присутствовали при их проверке.

Добавить комментарий