О Теодоре Качинском, известном как Унабомбер, я узнал случайно, наткнувшись на «Кинопоиске» на фильм, снятый по его истории. 10 июня 2023 года он умер в тюрьме в возрасте 81 года, возможно, в результате самоубийства, отбыв таким образом первый из восьми пожизненных сроков.
Теодор Качинский был блестящим математиком, выпускником Гарварда и профессором Калифорнийского университета в Беркли, который внезапно бросил работу и поселился в самодельной лесной хижине, а позже стал террористом. В период с 1978 по 1995 годы он совершил 16 терактов, в которых три человека погибли, десятки были ранены. Жертв он выбирал по идеологическому принципу: это были люди, которых он считал причастными к технологическому прогрессу.
Теракты Качинский совершал с помощью самодельных бомб, которые отправлял жертвам по почте или оставлял в багаже. Изготавливал он их достаточно тщательно, чтобы не оставлять следов, так что семнадцать лет оставался неуловим для полиции, получив прозвище Унабомбер. Взрывы он устраивал в основном в университетах и на авиалиниях (Ун + А), отсюда и прозвище. Выдал его собственный брат, который узнал стиль письма по манифесту, опубликованному Качинским путём шантажа в газетах The New York Times и The Washington Post.
Манифест из 35 тысяч слов (то есть с небольшую книжку) был посвящён его взглядам на индустриальное общество. Если абстрагироваться от методов борьбы, философия Качинского выглядит не лишённой смысла и посвящена критике бездумного прогресса, который убивает всё вокруг. В фильме мне запомнилась одна фраза, правда, произнесённая не самим Качинским, а услышанная им по радио (но, видимо, близкая ему): «Человек считает, что природа создана для него, но на самом деле он является лишь одним из её видов».
Как я понимаю, детального анализа причин трансформации профессора в отшельника нет: видимо, какие-то обстоятельства личной жизни и усталости от общества вынудили Качинского уйти от людей наподобие другого знаменитого эскаписта, Криса МакКэндлесса. Больше известно о причинах радикализации Качинского. Поселившись в глуши, он искал покоя и уединения с природой, которые всё чаще нарушали расположенные вокруг предприятия, туристы, строители и промышленники. Постепенно он пришёл к убеждению, что технический прогресс является «худшим, что случалось с человечеством» и что люди никогда не откажутся от привычных благ, если не поставить их перед тяжёлым выбором. Подобно российским революционерам XIX века он считал терроризм единственным адекватным методом борьбы и способом разбудить людей. Трое жертв его терактов — это владелец компьютерного магазина, рекламщик и лоббист лесной промышленности. Качински вполне отдавал себе отчёт, что действует, скорее, из мстительных побуждений, а не во имя спасения природы, например.
Личность Унабомбера, пойманного и осуждённого в середине 90-х, остаётся крайне противоречивой. Он не создал сколь-нибудь заметного экологического или анти-технологического движения, зато его работы цитировал другой известный террорист Брейвик. В тюрьме Качински вёл активную переписку с людьми, но она остаётся засекреченной. Он категорически отказывался признать себя сумасшедшим (хотя это могло смягчить наказание) и, насколько можно понять, от своих убеждений не отказался. В тюрьме он провёл 18 лет, в лесу прожил около 24.
Методы Унабомбера лично мне кажутся не только неприемлемыми, но и не соответствующими его целям. В конечном итоге он лишь вызвал сочувствие к тем людям и явлениям, против которых якобы боролся, ведь условный промышленник или коммерсант — это ещё чей-то отец, муж, возможно, неплохой человек. Взрывая таковых, Качински мало что сделал, чтобы отвратить остальных людей от пути бездумного прогресса. Он привлёк внимание, но он не смог убедить.
Впрочем, сама философия, которую он пытался продвинуть таким диким методом, вполне заслуживает обсуждения. Мы действительно приближаемся к черте, за которой человечество ставит себя на грань исчезновения, надеясь в очередной раз то ли на бога, то ли на собственный интеллект. Но с интеллектом у человечества сейчас всё очень сложно: думаю, если бы Земля была мозгом, мы бы поставили ей диагноз параноидальная шизофрения. Что касается бога, я убеждён, что тот совершенно не против, если человечество истребит само себя: бог хмыкнет, закроет эту пробирку, внесёт результат в ведомость и, передохнув пару миллиардов лет, начнёт новый эксперимент. Выживание человечества — сугубо наша забота, и она требует совершенно нового менталитета и организации общества. Человек в самом деле не может отрываться от природы, и все его великие достижения есть лишь форма её развития.
А терроризм — это путь в никуда, что Качинский и продемонстрировал своим примером. Если общество не будят войны, то что сделают теракты? Подозреваю, останься он профессором Калифорнийского университета и приложи столько же самоотверженных усилий для продвижения своей философии, к текущему моменту результат был бы заметней.
PS с похожей дилеммой сталкивается герой «Чезара», у которого появляется возможность и мотив убить человека, которого он считает виновным в незавидном положении Челябинска. Но с моей точки зрения бороться со злом, создавая зло чуть другого оттенка, также бессмысленно, как тушить пожары керосином. Проблема с хищническими философиями в том, что они никогда не знают, где остановиться.