Встретилось две любопытные новости, связанные с электромобилями. Во-первых, Toyota анонсировала, что ей удалось создать твердотельную батарею, которая вдвое легче, меньше и дешевле жидкостных литий-ионных аккумуляторов. По заявлению компании, емкости хватает аж на 1200 км пробега, а зарядка занимает 10 минут (тут я уже предвкушаю поездку в деревню в одной дозарядкой). Правда, в анонсе мало конкретики, например, неясно, идёт ли речь о готовящемся массовом производстве и на каком именно шасси и достигаются пробег более 1000 км. Нет и подробностей о конструкции батареи.
Я очень мало знаю о твердотельных батареях, вычитал лишь, что само по себе технология старая (открыта Майклом Фарадеем в 1830-х), но долгое время пролежавшая на полке в основном из-за сложности и дороговизны. Я так понимаю, вариаций таких батарей очень много, и основная идея в том, что катод и анод должны быть разделены не жидким электролитом, а некой твёрдой структурой с наноскопическими элементами: тонкими плёнками, дендритами, волокнами или чем-то подобным. Интерес к технологии возобновился уже в нашем веке, и Toyota далеко не единственная, кто анонсирует выпуск таких батарей. В общем, любопытно. Напомню, что китайцы ставят на технологию натрий-ионных батарей, которая обещает как минимум их удешевление, правда, не в тех масштабах, что Toyota. Зато натриевые батареи уже на подходе, так что правдивость заявок можно будет оценить.
Вторая же новость вообще разломала мне мозг, потому что речь о получении энергии из влажности воздуха. Открыли её случайно, пытаясь создать датчик для измерения этой самой влажности на основе нанотрубок. Студент забыл подключить датчик к питанию, тем не менее возник электрический потенциал, хотя и ничтожный маленький. Принцип примерно такой: молекула атмосферной воды попадает в эту нанотрубку, но канал настолько мал, что молекула начинает биться о его края, каждый раз «высекая» небольшой заряд, в результате чего между концами трубки возникает разность потенциалов. Мощность такого электричества, конечно, небольшая: пакет нанотрубок размером с ноготь и толщиной меньше человеческого волоса создаёт мощность в микроватт, то есть для получения киловатта нужен миллиард таких пластин. Но тут важнее, что это в принципе возможно и получаемый ток стабилен. Далее задача сводится к созданию пакетов таких пластин с пропорциональным увеличением мощности. По оценкам самих разработчиков, устройство размером со стиральную машину сможет генерировать примерно 10 кВт*ч энергии в сутки, и этого плюс-минус достаточно для обеспечения энергией дома. А далее можно представить конструкцию размером с современную ТЭЦ…
Пока всё это очень предварительно, и главная проблема — дороговизна всего, что имеет приставку нано-. Но, как обычно, есть надежда, что по мере развития технологии и увеличения тиражности цена упадёт. Есть и ряд более мелких проблем, например, загрязнение нанотрубок, но она вроде бы решаемая. Главный плюс технологии в том, что она куда меньше зависит от погоды, чем ветрогенераторы и солнечные батареи, потому что влага в воздухе присутствует всегда. Вероятно, для таких генераторов желательна высокая влажность, но на Земле многие густо заселённые места находятся по берегам тёплых морей, а там с влажностью окей. И, конечно, нельзя не вспомнить о Николе Тесле, который предсказывал получение электричества из воздуха.
На ум приходит и ещё одна менее экстравагантная технология получения энергии из стабильных высотных ветров с помощью кайтов (писал о ней на старом блоге). Правда, давно о ней ничего не слышал: нагуглил лишь компанию, которая предлагает аж 100-киловаттные кайты, которые работают на высоте 70-400 метров и обеспечивают электричеством до 150 домохозяйств (Сосновскому району стоит призадуматься).
Вспоминаются мне ожесточенные споры десятилетней давности, когда меня убеждали, что, мол, электромобили никогда не будут серьёзным транспортом. А я тогда отвечал — дайте время: свинцовая батарея под капотом вашего «Хёнде» — это ещё не предел инженерной мысли…
Ну а мы электроскептики наблюдаем полную победу авто с ДВС (на нашем веку конечно же, кто знает что будет в следующем), в запрет ДВС в ЕС с 2035 года пробралась одна маленькая поправочка, на газу можно.
А это как бы не новость, а факт.
Der Weg ist frei: Europa bleibt technologieneutral. Fahrzeuge mit Verbrennungsmotor können auch nach 2035 neu zugelassen werden, wenn sie ausschließlich CO2-neutrale Kraftstoffe tanken.
Министр транспорта Германии Фолькер Виссинг, собственно похоже придерживается другого мнения о будущем электромобилей) как так?
Пусть придерживается) Германии, которая является одной из доминант классического автомобилестроения, переход на электромобили, безусловно, не очень-то и удобен: придётся заново бороться за место под солнцем против китайских и американских компаний. Так чт овсё правильно министр делает, он же на бюджете у немецких промышленников наверняка)
Полная победа? ))) Ну, типа ДВС был монопольным типом автомобильного двигателя, а теперь стремительно теряет позиции (поглядите статистику продаж в Китае, самом крупном рынке мира). Победой это могут назвать только пропагандисты 1 канала 😀
Конечно не полная, между москвич-ом на электро и условной ауди V8 CNG вы наверняка купите москвич)))
Вот так и должен выглядеть общественный процесс, когда нет проигравших. Вам электро-москвич нам V8 c ГБО)).
Эдак в 2045, возможно будет доля электро среди новых авто в мире процентов 30 (есть же такси и развитие общественного транспорта, беспилотники наконец), но даже это мне кажется очень смелые ожидания.
Сравнение Москвича (Джака) и Ауди с мотором V8 — это и есть удел Первого канала
30 это даже много, реалистичная цифра процентов 20-25, это мегаполисы, такси, курьеры, общественный транспорт. Т.е. по итогу личного транспорта это не очень то коснется.
Я же и не говорю (и не говорил) о мгновенном переходе. Ну, пусть через 20 лет будет 30% парка — это немало, кстати. Это 17 млн автомобилей в России. И далее этот процесс станет лавинообразным, скорее всего.
Просто десять лет назад мне объясняли, что там и 0,0001% не будет, а теперь мы говорим про десятки процентов.
Ха, так Вам возможно про Россию и рассказывали, в ней 0,0001% и будет, у физ.лиц точно.
Короче, по существу сказать нечего. Прикрываем дискуссию)