Когда Челябинску исполнилось 250 лет, я был маленьким, стоял в толпе у Дворца спорта на парапете и только-только узнал само это слово парапет. Я ещё не знал об имидже Челябинска, города трудовой славы и перманентного смога. Прошло 37 лет. Думаю, за это время многие из нас пережили все пять стадий отношения к городу: через отрицание, гнев, торг и депрессию к принятию. Кто не принял Челябинск, уже в Питере и в Краснодарском крае. А теперь вопрос к выжившим: за эти 37 лет Челябинск уже миновал низшую точку биографии или она, по-вашему, ещё впереди?
О плюсах «нового Челябинска»
Знакомый вернулся из Казани, которая лет шесть назад произвела на нас с ним впечатление, и я спросил: «Ну, как там сейчас?» И он сказал удивительную вещь, мол, за это время Казань слегка обветшала, а Челябинск наоборот пошёл в гору, и даже если он не догнал её, столь явного контраста уже нет. Знакомый говорил, например, об общественном транспорте и оформлении набережных, и я склонен согласиться: Челябинск, со скрипом преодолев мёртвую точку, пошёл в рост. И хорошо, что появилась поступательность, когда одни проекты вплетаются в другие и дополняются третьими. Тут перекладывают пути, там запускают производство троллейбусов. И пусть рано провозглашать победу, город начал выбираться из полной апатии и переключился в режим борьбы, а это немало.
Начал меняться и имидж Челябинска. Те, кто не переносил его совсем, по большей части разъехались, мем про красные труселя приелся (и был отчасти сбит метеоритом), а ещё город как будто вспомнил, что он вообще-то не бедный родственник, а крупный и богатый промышленный центр. Объективных причин для уныния нет: есть проблемы, которые раньше казались нерешаемыми, потому что их не пытались решать.
Недавно госэкспертиза выдала положительное заключение на студенческий кампус на базе ЧелГУ. Строится новый спортивный город на Университетской Набережной и футбольный манеж недалеко. В срок заработало производство троллейбусов «Синара». И такие проекты радуют глаз, потому что через их призму этот глаз начинает смотреть в будущее.
Или взять трассу М-12, которая соединит Челябинск и Москву: проект был настолько амбициозный, что мы сразу записали его в прожекты. Но на днях открылся участок от столицы до Арзамаса, то есть за год сдали более 300 км. Начались и работы на участке, важном для Челябинска (274 км между Дюртюли и Ачитом). Победу праздновать рано, но если темпы строительства сохранятся, запустить трассу до конца 2024 года, наверное, возможно. А это — почти 2 тысячи километров.
Теперь о минусах
Но впереди — минное поле потенциально несбыточных проектов, а для Челябинска с его множеством прожектов и недостроев (помните, саммиты ШОС и БРИКС?) каждая такая неудача подрывает уверенность в себе. Челябинску важно доводить до конца начатое, но тут как будто не всё гладко.
Вероятно, главная болевая точка — экология. Проект «Чистый воздух» стоило бы занести в актив Челябинску, если бы он всё больше не выглядел профанацией, точнее — театром красивых цифр. Так, в июле вышел большой отчёт Роспотребнадзора, и среди 12 городов, попавших в эксперимент федерального проекта «Чистый воздух», Челябинск и Магнитогорск попали в число худших.
О мифичности красивых цифр челябинского экопроекта я рассказывал отдельно. С точки зрения властей, мы уже практически достигли всех задекларированных целей и даже превзошли их, но выбросы остаются очевидной (окей, обоняемой) проблемой, и по обратной связи читателей мы видим, что особенного прогресса нет. Лукавство экопроекта в том, что львиную долю успеха обеспечило закрытие городской свалки, тогда как снижение выбросов промпредприятий пока не слишком заметно, а ведь именно они являются корнем проблемы. К этому добавляются реалии СВО: заводы получили отсрочку и некоторые воспользовались ей (например, ЧЭМК), а спрос на металлы возрос. В итоге Челябинск решил ряд проблем, в том числе, с тлеющим Коркинским разрезом, но главная болевая точка осталась — расположенные в черте города заводы дымят по-прежнему безобразно. Некоторые из них, например, «Мечел», продолжают экопроект, но этого пока недостаточно для перевода города в категорию благополучных.
Челябинску уже сейчас нужно думать о новом и куда более амбициозном экопроекте, но обстановка в стране, похоже, не позволяет заикнуться об этом: опорный край державы опять увлёкся броней и бронью для тех, кто её делает. И неплохо начавшаяся попытка Челябинска выбраться из экологической ямы может забуксовать, если вопрос опять не вернётся в повестку.
Не меньше скепсиса вызывает метротрам, и хотя подготовительные работы идут, точка невозврата не пройдена: полновесная стройка не стартовала, сроки не обозначены, конкретики мало. Метротрам выглядит одним из кандидатов на выход, если в стране вдруг (ну, вдруг) кончатся бюджеты. Может быть, его не отменят официально, ведь это репутационные потери, но будут волокитить как приснопамятное метро. И, может быть, городу не так и нужен метротрам, ибо целесообразность проекта вызывает сомнения. Плохо, если проект ляжет в копилку нереализованных мечтаний, которые укрепляют имидж лузера.
Челябинску важно не терять темп, не скатываться опять в безнадёгу, не делать скидку на время и обстоятельства. Минувшие несколько лет были для города неплохими, но мы ещё не достигли несгораемой суммы, после которой можно говорить о победе Челябинска над своими гремлинами.
И вот когда в Челябинск начнут приезжать люди, и не только из Центральной Азии, можно считать проект «нового Челябинска» удавшимся. Пожелаем городу, чтобы этот момент наступил. Ну, а нам всем пожелаем в 287 лет выглядеть как Челябинск и даже лучше.
Мы тоже болеем за Челябинск и ждем, что он когда то станет городом, который смог…
Да, тут такая лотерея) Мне жаль, что поверх многих сложностей накладывается ещё и СВО наслоилась, которая рано или поздно поставит на паузу множество годных начинаний. Думаю, и наш экопроект пойдет туда же, но буду рад ошибиться.