Челябинску — 287. Что сбылось?

Челябинск уже который год доказывает, что он — не верблюд

Когда Челябинску исполнилось 250 лет, я был маленьким, стоял в толпе у Дворца спорта на парапете и только-только узнал само это слово парапет. Я ещё не знал об имидже Челябинска, города трудовой славы и перманентного смога. Прошло 37 лет. Думаю, за это время многие из нас пережили все пять стадий отношения к городу: через отрицание, гнев, торг и депрессию к принятию. Кто не принял Челябинск, уже в Питере и в Краснодарском крае. А теперь вопрос к выжившим: за эти 37 лет Челябинск уже миновал низшую точку биографии или она, по-вашему, ещё впереди?

О плюсах «нового Челябинска»

Знакомый вернулся из Казани, которая лет шесть назад произвела на нас с ним впечатление, и я спросил: «Ну, как там сейчас?» И он сказал удивительную вещь, мол, за это время Казань слегка обветшала, а Челябинск наоборот пошёл в гору, и даже если он не догнал её, столь явного контраста уже нет. Знакомый говорил, например, об общественном транспорте и оформлении набережных, и я склонен согласиться: Челябинск, со скрипом преодолев мёртвую точку, пошёл в рост. И хорошо, что появилась поступательность, когда одни проекты вплетаются в другие и дополняются третьими. Тут перекладывают пути, там запускают производство троллейбусов. И пусть рано провозглашать победу, город начал выбираться из полной апатии и переключился в режим борьбы, а это немало.

Челябинск бывает и таким

Начал меняться и имидж Челябинска. Те, кто не переносил его совсем, по большей части разъехались, мем про красные труселя приелся (и был отчасти сбит метеоритом), а ещё город как будто вспомнил, что он вообще-то не бедный родственник, а крупный и богатый промышленный центр. Объективных причин для уныния нет: есть проблемы, которые раньше казались нерешаемыми, потому что их не пытались решать.

Городу нужно научиться держать темп

Недавно госэкспертиза выдала положительное заключение на студенческий кампус на базе ЧелГУ. Строится новый спортивный город на Университетской Набережной и футбольный манеж недалеко. В срок заработало производство троллейбусов «Синара». И такие проекты радуют глаз, потому что через их призму этот глаз начинает смотреть в будущее.

Или взять трассу М-12, которая соединит Челябинск и Москву: проект был настолько амбициозный, что мы сразу записали его в прожекты. Но на днях открылся участок от столицы до Арзамаса, то есть за год сдали более 300 км. Начались и работы на участке, важном для Челябинска (274 км между Дюртюли и Ачитом). Победу праздновать рано, но если темпы строительства сохранятся, запустить трассу до конца 2024 года, наверное, возможно. А это — почти 2 тысячи километров.

Лучше стало благоустройство: скверы, набережные, озеленение. Да, это ещё только начало, но меня радует, что эти темы в принципе вернулись в повестку.

Теперь о минусах

Но впереди — минное поле потенциально несбыточных проектов, а для Челябинска с его множеством прожектов и недостроев (помните, саммиты ШОС и БРИКС?) каждая такая неудача подрывает уверенность в себе. Челябинску важно доводить до конца начатое, но тут как будто не всё гладко.

Вероятно, главная болевая точка — экология. Проект «Чистый воздух» стоило бы занести в актив Челябинску, если бы он всё больше не выглядел профанацией, точнее — театром красивых цифр. Так, в июле вышел большой отчёт Роспотребнадзора, и среди 12 городов, попавших в эксперимент федерального проекта «Чистый воздух», Челябинск и Магнитогорск попали в число худших.

В Челябинске контролируется больше всего загрязняющих веществ (44 — жёлтая линия), но и количество превышений очень высоко (28 — коричневая линия)

О мифичности красивых цифр челябинского экопроекта я рассказывал отдельно. С точки зрения властей, мы уже практически достигли всех задекларированных целей и даже превзошли их, но выбросы остаются очевидной (окей, обоняемой) проблемой, и по обратной связи читателей мы видим, что особенного прогресса нет. Лукавство экопроекта в том, что львиную долю успеха обеспечило закрытие городской свалки, тогда как снижение выбросов промпредприятий пока не слишком заметно, а ведь именно они являются корнем проблемы. К этому добавляются реалии СВО: заводы получили отсрочку и некоторые воспользовались ей (например, ЧЭМК), а спрос на металлы возрос. В итоге Челябинск решил ряд проблем, в том числе, с тлеющим Коркинским разрезом, но главная болевая точка осталась — расположенные в черте города заводы дымят по-прежнему безобразно. Некоторые из них, например, «Мечел», продолжают экопроект, но этого пока недостаточно для перевода города в категорию благополучных.

Пора валить?

Челябинску уже сейчас нужно думать о новом и куда более амбициозном экопроекте, но обстановка в стране, похоже, не позволяет заикнуться об этом: опорный край державы опять увлёкся броней и бронью для тех, кто её делает. И неплохо начавшаяся попытка Челябинска выбраться из экологической ямы может забуксовать, если вопрос опять не вернётся в повестку.

Каждый видит город через свою амбразуру

Не меньше скепсиса вызывает метротрам, и хотя подготовительные работы идут, точка невозврата не пройдена: полновесная стройка не стартовала, сроки не обозначены, конкретики мало. Метротрам выглядит одним из кандидатов на выход, если в стране вдруг (ну, вдруг) кончатся бюджеты. Может быть, его не отменят официально, ведь это репутационные потери, но будут волокитить как приснопамятное метро. И, может быть, городу не так и нужен метротрам, ибо целесообразность проекта вызывает сомнения. Плохо, если проект ляжет в копилку нереализованных мечтаний, которые укрепляют имидж лузера.

Ещё одна проблема Челябинска: неумение сохранять свою историю и превращать старое в винтажное. На фото — немецкий квартал

Челябинску важно не терять темп, не скатываться опять в безнадёгу, не делать скидку на время и обстоятельства. Минувшие несколько лет были для города неплохими, но мы ещё не достигли несгораемой суммы, после которой можно говорить о победе Челябинска над своими гремлинами.

Ребра Левиафана — один из самых известных недостроев Челябинска. Хорошо бы он не остался символом неспособности города завершать начатое

И вот когда в Челябинск начнут приезжать люди, и не только из Центральной Азии, можно считать проект «нового Челябинска» удавшимся. Пожелаем городу, чтобы этот момент наступил. Ну, а нам всем пожелаем в 287 лет выглядеть как Челябинск и даже лучше.

2 Comments

  1. Мы тоже болеем за Челябинск и ждем, что он когда то станет городом, который смог…

    1. Да, тут такая лотерея) Мне жаль, что поверх многих сложностей накладывается ещё и СВО наслоилась, которая рано или поздно поставит на паузу множество годных начинаний. Думаю, и наш экопроект пойдет туда же, но буду рад ошибиться.

Добавить комментарий