Английский журнал What’s Car? опубликовал очередную серию собственного рейтинга надёжности, который интересен и россиянам. Из новых иномарок у нас сейчас доступны только «китайцы», о надёжности которых писал отдельно, но на вторичном рынке и в виде параллельного импорта в лидерах остаются всё те же привычные бренды из Японии, Южной Кореи и Европы. Я изучил рейтинги What’s Car за последние два года и ниже суммирую самые интересные выводы.
Автомобили в рейтинге What’s Car? разделены на две категории: новые (до 5 лет) и подержанные (6–20 лет). Обзор составляен на основе анкетирования почти 25 тысяч автовладельцев, которые фиксируют все поломки автомобиля, стоимость ремонта, а также время простоя автомобиля. Последний показатель снижает рейтинг, даже если ремонт был бесплатным, то есть гарантийным. Также учитывается тип неисправности, в частности, могла ли машина эксплуатироваться с ней: это позволяет отделить серьезные поломки от мелких
Насколько результаты рейтинга What’s car? релевантны для нас? Большинство популярных иномарок в России выпускалось на местных автозаводах и было адаптировано для наших условий, поэтому прямое сравнения с моделями из Великобритании невозможно. Но рейтинги такого рода говорят об уровне качестве данной марки и модели, так что их как минимум стоит принять к сведению. Некоторые модели, например, Honda CR-V английской сборки или Mitsubishi Eclipse Cross японской идентичны для России и Британии. Собственного рейтинга надежности в России нет, поэтому иностранные обзоры — единственный способ классифицировать модели по этому признаку.
Рейтинг марок
В топ-10 новых и подержанных брендов доминируют азиаты, прежде всего «японцы»: Toyota, Lexus, Suzuki, Mitsubishi, Mazda. Также сильны два корейских бренда KIA и Hyundai. Например, в рейтинге подержанных автомобилей KIA заняла пятое место из 30 марок. Румынская Dacia оказалась на 10-ом месте, и нам этот результат интересен потому, что в России её популярные модели продавали под брендом Renault — Logan, Sandero, Duster и сходные модели.
При этом японский бренд Nissan занимает места только в третьей десятке, а Subaru выглядит середнячком. Марки, увлекающиеся сложными технологиями, в частности, премиум-бренды, расположены в середине рейтинга: здесь сгруппировались Volvo, BMW, Audi, Mercedes и даже Porsche.
Обращает внимание специфическая ситуация с брендами концерна Volkswagen, включая Skoda и Seat: если среди подержанных машин они расположены на вполне приличных местах (19-ом, 9-ом и 10-ом), то среди машин в возрасте до 6 лет ситуация хуже: Skoda 13-ая, Seat — 15-ый, а Volkswagen 22-ой. При этом статистику VW портят не новые и прогрессивные модели, например, электромобили e-Golf и ID3 расположены весьма неплохо в своей категории, а как раз самые простые модели вроде Polo и обычного «Гольфа».
Рейтинг отчасти подтверждает анекдоты про самые ломучие марки, в числе которых Land Rover, Jeep, Alfa Romeo, Fiat. А вот у французского Citroen наблюдается хорошая динамика: если в категории подержанных машин до 20 лет он последний, то в категории новых марок выбрался на 11 место. Близкий результат у Tesla, которая в рейтинге подержанных лишь чуть лучше Citroen и Land Rover, зато в категории новых делит 19-ое место с Porsche.
Компактные автомобили: японцы на коне
В рейтинге городских табакерок предсказуемо лидируют японские модели, которые недолго продавались в России официально, но чаще попадали серым импортом: Toyota Aygo, Honda Jazz, Suzuki Swift, Mazda2. Что интересно, новая Toyota Yaris в рейтинге провалилась, заняв 26-ое место, тогда как подержанные «Ярисы» входят в топ-3 лучших.
Хорошо расположены корейские автомобили, в частности, Hyundai i10 и i20, а также KIA Rio и Piccanto. Правда, тот же KIA Rio в Британии не идентичен автомобилям питерской сборки, поэтому в данном случае можно говорить о достаточно высоких стандартах качества европейского крыла альянса Hyundai-KIA.
В середнячках рейтинга — Dacia (Renault) Sandero, и поскольку модель не слишком менялась с течением времени, сохраняя платформу и принцип разумной простоты, её результат почти одинаков для новых и подержанных машин: 14-ое и 13-ое места.
А вот Volkswagen Polo в рейтинге новых машин занял предпоследнее, 27-ое место, опередив только Ford Fiesta. Правда, речь о незнакомой для российского рынка версии Polo 2018 модельного года, который выпускался в Испании и к нашему лифтбэку Polo имеет весьма опосредованное отношение: у них разные размеры, тип кузова, платформы и набор двигателей. Наш «полик» ближе к модели, которая фигурирует в рейтинге подержанных моделей (выпускалась для Британии в 2009–2017 годах), но и её результат не фантастический — 21 место. Английские Polo в основном страдают от проблем с электроникой, на которые жаловались более трети владельцев.
В гольф-классе — фиаско«Гольфа»
Среди автомобилей среднего класса в числе лучших: Toyota Auris и Hyunai i30 (родственник KIA Ceed). Сам «Сид» отличился в рейтинге новых, заняв третье место, но среди подержанных машин дизельные хетчи и универсалы лишь середнячки. Неплохо во всех категориях расположены Ford Focus, выпущенные до 2018 года, а более новое покление сильно просело в рейтингах.
Результаты некоторых японских моделей нестабильны: например, Mazda 3 и Honda Civic лидируют в категории подержанных машин, но среди новых занимают лишь 18-ое и 28-ое места.
Но, пожалуй, главное откровение рейтинга — это низкие позиции Volkswagen Golf и сходных с ним Skoda Octavia и Audi A3. Например, на подержанные бензиновые «Гольфы» жаловались 40% клиентов, наиболее частные проблемы связаны с подвеской. Также есть вопросы к двигателям и электрике, а почти у половины клиентов ремонт занимал в пределах недели. В случае с новыми Skoda Octavia, попавшими в нижнюю тройку рейтинга, много проблем с мультимедийной системой, но также есть жалобы на кузов, интерьер и электрические компоненты, не связанные с мотором.
А что «французы», которых в России традиционно боятся? Их результаты в целом не ужасны: среди подержанных машин Citroen C4 в середине списка (24-ое место из 42-х), Renault Megane — на 31-ом, Peugeot 308 — на 34-ом. Столь заметная разница между близкими моделями «Ситроен» и «Пежо» связана с тем, что 308-ой в Британии чаще предлагается с дизелем, поэтому с точки зрения российских реалий правильнее ориентироваться на результат бензинового C4.
И, кстати, в огород немецких марок есть ещё один камень: плохие результаты Vauxhall (Opel) Astra. При этом результаты марки, пока она принадлежала General Motors, несколько хуже периода, когда она перешла под контроль Peugeot-Citroen.
Городские кроссоверы. Тоска по «Крете»
Мода на кроссоверы В-класса нарастала постепенно, поэтому в рейтинге машин в возрасте 6–20 лет всего 10 позиций, а возглавляют его KIA Soul, Suzuki Vitara, малоизвестный у нас SsangYong Tivoli и Suzuki SX4 S-Cross. В случае с «Витарой» речь о кроссовере, который выпускался c 2015 года: его не нужно путать с более крупным предшественником, оснащённым постоянным полным приводом.
Кстати, в английском рейтинге хорошо расположена модель Renault Captur, но к российским Renault Kaptur она отношения не имеет: у них одинаковый дизайн, но разные платформы.
В рейтинге новых машин, как и подержанных, лидирует KIA Soul, и неплохо (на 5-ом месте) расположен Hyundai Kona, который везут в Россию параллельным импортом. Оба автомобиля являются родственниками Hyundai Creta разных поколений, которая была у нас лидером сегмента.
В аутсайдерах среди новых компакт-кроссов — Nissan Juke поколения 2010–2019 года. В 14% случаев проблемы возникали с двигателем, в 11% — с аккумулятором, 6% клиентов жаловались на кузов и тормоза. А вот на проблемы с трансмиссией обратили внимание лишь 3% клиентов, хотя в России именно вариаторы считались слабым местом Juke.
Кстати, Volkswagen в рейтинге компактных кроссоверов середнячок: T-Roc на 11 месте, T-Cross на 15-ом, сразу за ним — Skoda Kamiq. В Россию такие модели не поставлялись.
Семейные кроссоверы: триумф корейцев
В рейтинге кроссоверов длиной порядка 4,5–4.6 метра бросаются в глаза убедительные результаты Hyundai Tucson (ix35), близкого ему KIA Sportage и более компактного KIA Niro. Японские же модели в этой категории не самые убедительные, хотя в возрастной группе до 6 лет на втором месте Misubishi Eclipse Cross, на 8-ом — редкая у нас Toyota C-HR. Оба, в теории, предлагаются дилерами и сейчас.
А вот два бестселлера российского рынка, Dacia (Renault) Duster и Nissan Qashqai, попали в аутсайдеры: так, «Дастеры» первого поколения и «Кашкаи» второго оказались в тройке худших подержанных моделей, опережая только Range Rover Evoque. В случае с «Дастером» трудно выделить одну зону риска: половина владельцев жаловалась на те или иные сложности с кузовом, тормозами, двигателем и электрикой. В случае с Qashqai больше проблем пришлось на дизельные версии, но бензиновые требовали больше денег и времени на ремонт.
Volkswagen Tiguan во всех возрастных группах в середине списка, чуть лучше расположены Skoda Karoq.
Полноразмерные кроссоверы: ответ японцев
Среди SUV размером более 4,6 метра бенефис японских моделей: Toyota RAV4, Honda CR-V, Lexus NX. Корейцы же вроде KIA Sorento в этом классе лишь в середине списка, как и Mazda CX-5. Интересен результат Ford Kuga: модель до 2013 года выпуска попала в разряд аутсайдеров, зато более поздние дизельные Kuga — на хорошем 4-ом месте.
В середине рейтинга — Skoda Kodiaq, причём рейтинг дизельных версий на толику лучше, чем бензиновых.
А у Nissan дела не ладятся и здесь: X-Trail (2014–2022 годы выпуска) на предпоследнем месте в обеих категориях. Выделить проблемную зону непросто: жалобы разрозненные, и хотя среди них много мелочей, но есть и серьёзные проблемы, вроде поломок двигателя
Китайским маркам посвящал отдельную статью, но сравнивать их со старожилами рынка сложно: чайнабренды быстро прогрессируют и пока мало представлены на рынках Европы, США и Японии, чтобы можно было опереться на известные рейтинги надежности.