В Челябинске начались перебои с топливом

Утром в субботу, 23 сентября, на АЗС «Лукойл» на Университетской Набережной не было АИ-92

После новости о приостановке продажи топлива на некоторых челябинских АЗС читатели прислали в редакцию сразу несколько жалоб на отсутствие бензина и дизтоплива на ряде заправок. Мы проехали по указанным адресам, информация подтвердилась. Например, временно отсутствовало топливо на ряде АЗС «Лукойл» и BNP («Башкирские нефтепродукты»). О дефиците топлива говорили не только в Челябинске, но и в других городах и районах области. И всё это происходило на фоне введённого в прошлый четверг ограничения на экспорт нефтепродуктов. Спросили у участников рынка, ждать ли улучшения ситуации?

Охота за бензином

Массового дефицита топлива в Челябинске нет, но периодически то одна, то другая АЗС временно прекращает продажу одного или нескольких видов бензина. Многие автомобилисты отметили проблемы в сети «Лукойл», например, в выходные на стелле АЗС на пересечении Свердловского проспекта с Братьев Кашириных отсутствовали ценники всех видов топлива, кроме дизельного. Временные сбои фиксировались и на других заправках.

АЗС «Лукойл» на Университетской Набережной: если в субботу не было АИ-92, то накануне знаки висели на пистолетах с дизтопливом и АИ-95
АЗС «Лукойл» на проспекте Победы вечером 23 сентября. При этом утром там были все виды топлива
А вот та же АЗС «Лукойл» в пятницу вечером: не было всех видов топлива
АЗС «Лукойл» на пересечении Салтыкова и Профинтерна: нет дизтоплива и АИ-92

Читатели сообщают о длительных простоях заправок сети BNP («Башкирские нефтепродукты»), которые, по их словам, длятся уже около трёх недель.

На многих АЗС BNP топлива нет уже много дней

Также мы получили сообщения от жителей области. Вот, например, пишет профессиональный водитель:

— Работаю в транспортной компании, наш автобус не могли заправить, так как не было дизтоплива в Фершампенуазе — ни на «Лукойле», ни на соседних АЗС.

Один читатель отметил перебои с поставками дизтоплива на АЗС в Троицке и Коркино.

«Нужно ехать за 1000 километров»

Правительство ввело временное ограничение на экспорт нефтепродуктов. Именно дисбаланс в пользу заграничных поставок топлива считается главной причиной его удорожания с мая по сентябрь 2023 года и перебоев с поставками. Рынок отреагировал быстрым снижением биржевых цен: так, стоимость АИ-95 упала ниже 60 тысяч рублей за тонну, хотя в начале сентября переваливала за 75 тысяч рублей. Однако на самих АЗС отмечают, что если данные меры и помогут рынку, то не сразу: нужно время, чтобы подешевевшее топливо дошло до розницы.

В компании BNP подтвердили, что в данный момент не продают топливо в розницу.

— Причина этого явления, как у всех: в стране топливный кризис, очень высокие цены на топливо и ограниченное его количество. Мы не «Лукойл» и не «Газпромнефть», у нас всего 25 АЗС по Челябинской и Свердловской области, мы не можем закупать его для розницы по таким ценам, — ответили в BNP. — Наши АЗС работают в режиме обслуживания топливных карт по госконтрактам с юрлицами. В минимальном объеме топливо мы подвозим, чтобы выполнять условия госконтрактов. К сожалению, вот так.

В компании отметили снижение биржевых цен, но подчеркнули, что мгновенно ситуация не изменится:

— К сожалению, пока запрет на экспорт нефтепродуктов на нашу ситуацию не повлиял. Цены на бирже в Санкт-Петербурге снизились, но ехать оттуда продукт будет не менее трёх недель. На внутреннем рынке оптовая цена пока не поменялась. Посмотрим, что будет на этой неделе. Пока у нас просто нет физической возможности закупать топливо по таким ценам.

Колонки АЗС BNP не работают неделями, и в компании надеются, что скоро удастся их перезапустить

Специалисты BNP говорят, что осложнилась закупка топлива с местных нефтебаз.

— Раньше у нас была возможность привезти топливо с нефтебаз в районе 300 километров от Челябинска, сейчас нужно ехать порядка 1000 километров, так как на ближайших нефтебазах топлива нет в наличии, — утверждают в BNP. — Наши поставщики в режиме ожидания, не закупают его, понимают, что проблематично будет реализовать по такой цене. Клиенты, к сожалению, воспринимают всё так, словно мы в тяжёлые времена решили на них заработать. Будто мы поднимаем ценник, чтобы навариться. Но те, кто грамотный, понимают, что мы не можем поставить ценник меньше, потому что просто будем торговать себе в убыток. Очень надеемся, что ситуация нормализуется.

«Цена быстро не упадет»

В сети АЗС Price также отметили снижение биржевых цен.

— Да, цена сильно откатилась, надо только купить и дождаться, когда придёт, — пояснили в компании. — Минимум месяц надо. На местных базах цена так быстро не упадёт, оптовикам надо же старые запасы распродать, хотя чуть-чуть, наверное, снизится. Сильно взвинтили оптовые цены. Но они всё равно не упадут в тех пропорциях, что биржевая цена. Пока не реализуют всё топливо по старым ценам, вряд ли сильно что-то изменится.

На АЗС Price вынужденно держат стоимость топлива выше, чем у сетей ВИНКов, которые имеют возможность искусственно сдерживать розничную цену

Cеть АЗС Price продолжает работу и надеется продержаться до момента, когда баланс оптовых и розничных цен выровняется и поставки станут стабильнее:

— Выбора у нас нет. У нас ещё есть вагоны, заказанные по дорогим ценам, так что изменения, если и будут, то не кардинальные пока.

Ранее в Price приводили примеры оптовых цен на уральских нефтебазах. Например, бензин АИ-95 стоит 82,2 тысячи рублей за тонну, а это 61,7 рубля за литр. При таком уровне для нормальной работы АЗС нужна розничная цена АИ-95 на уровне 65–67 рублей за литр. Аналогична ситуация с другими видами топлива.

В пятницу, 22 сентября, мы обратились за комментарием в компанию «Лукойл». Ответ компании мы опубликуем сразу, как он поступит в редакцию.

73 рубля за литр АИ-95

Темпы подорожания топлива за неделю, с 11 по 17 сентября, возросли еще сильнее. Бензин АИ-92 прибавил сразу 74 копейки за литр (данные Росстата по стране в целом), АИ-95 — на 86 копеек. Это вдвое выше, чем темп удорожания предыдущей недели: тогда были 35 копеек и 39 копеек соответственно. Сильнее всего за неделю подорожало дизтопливо: сразу на 1,32 рубля за литр (данные Росстата по стране в целом). В УрФО прибавка чуть меньше — 1,09 рубля.

При этом с июня 2018-го по май 2023 года недельный рост цен на топливо был на порядок ниже и составлял 2–3 копейки в неделю. Последний раз топливо прибавляло более 50 копеек в неделю в момент бензинового кризиса 2018 года, который остановили временным снижением акцизов.

АЗС «Лукойл» на Университетской Набережной. В субботу утром здесь выстроилась очередь из машин

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин выложил фотографию московской АЗС Shell, где особенно примечательна цена бензина АИ-95 и дизтоплива. Он написал:

— Заправка Shell, 18 сентября, до закрытия экспорта нефтепродуктов 95 стоит 72,89 рубля за литр, дизтопливо — 72,89 рубля за литр. Заправка Shell, 25 сентября, после закрытия экспорта нефтепродуктов: 95 стоит 73,29 рубля за литр, дизтопливо — 73,19 рубля за литр. Поборолись с ростом цен в розничном сегменте.

Некоторые виды топлива в столице перевалили отметку 70 рублей за литр

Добавить комментарий