Чешская марка Skoda объявила о запуске в начале 2024 года завода по производству автомобилей в Казахстане, в городе Костанае, который находится в 150 километрах от российско-казахской границы. Партнёром проекта стала компания Allur Company, которой принадлежит костанайское предприятие. Оно, кстати, всеядно: сейчас здесь выпускают JAC и Chevrolet, а ранее — Renault, Hyundai, Lada, Peugeot, Toyota, SsangYong.
Skoda анонсировала выпуск четырёх моделей, и линейка во многом напоминает российскую: Octavia, Karoq, Kodiaq производились в Нижнем Новгороде, а уникальной моделью является только европейская версия Kamiq (она отличается от китайской, которую везут параллельным импортом).
Skoda ушла из России в 2022 году, а завод марки в Нижнем Новгороде был закрыт, и между ГАЗом и чешской компанией возникла даже судебная тяжба. Возвращение в Казахстан, где марка работала до 2021 года, преподносится самой Skoda, как попытка увеличить долю на тамошнем рынке: в следующем году планируется открыть 15 шоу-румов в Астане, Алмате, Костанае и других крупных городах. Но не является ли этот шаг попыткой зайти в Россию через чёрных ход? Завод удобно расположен, а сам Казахстан входит в единой таможенное пространство.
Судить об этом пока сложно. Если Skoda и вынашивает такие планы, они вряд ли первоочередные. Сжатые сроки запуска проекта означают, что речь идёт, скорее всего, о крупноузловой сборке, поэтому особенных преференций такие машины не получат. В Казахстане есть собственная схема растаможивания машин, но их запрещено ввозить в Россию, хотя за этим не очень следят (вот разбор на примере Mitsubishi Montero Sport). Как бы то ни было, официальный ввоз таких «Шкод» в Россию сопряжён с изрядной таможенной нагрузкой или в Казахстане, или у на нашей границе, а с учётом курсов валют такие Skoda получатся недешёвыми.
Сейчас ввезённые из Китая Skoda Octavia стоят от 2,5 млн рублей, что выглядит конкурентоспособной планкой, ведь за китайские модели сравнимого класса просят от 2,2 млн, а лифтбэк «Москвич 6» (JAC A5 Plus) и вовсе оценили в 2,626 млн минимум. Цена Skoda Karoq сейчас начинается от 3,4 млн рублей, Kodiaq — от 4,5 млн, а вот оценить Kamiq сложно: из Китая импортируют принципиально другую модель. Поэтому при правильном маркетинге в России может возникнуть интерес к костанайским Skoda.
Пока с тамошнего завода в Россию едут в основном автомобили JAC, но спросом они не пользуются, в том числе, потому что две модели китайской марки выпускают в столице под маркой «Москвич». Так, «Москвич 6» повторяет рестайлинговую версию JAC J7.