Автовозный кризис: возвращаются наценки за доставку

Особенно остро сложности с автовозами чувствует российские производители, АВТОВАЗ и УАЗ

В России нарастает дефицит автовозов, что осложняет доставку новых автомобилей до дилерских центров: это следует из обращения АВТОВАЗа и группы Sollers (марка УАЗ) в правительство с просьбой способствовать решению проблемы. В Минпромторге и Минтрансе на письмо отреагировали и обещали проработать варианты оптимизации. Автовозная проблема не только увеличивает срок поставки и делает его непредсказуемым, но также влияет на цену. Так, с 1 ноября УАЗ был вынужден ввести дополнительную наценку в 50 тысяч рублей в связи с неконтролируемым ростом стоимости доставки. По словам опрошенных нами дилеров, стоимость услуги возросла за последнее время в два и более раза/

Почему возникли сложности

У дефицита автовозов нет единой причины. С одной стороны, авторынок России с февраля 2022 года сократился в 1,5-2 раза, и дилеры получают меньше автомобилей, чем два года назад. Но сократилось и количество автовозов из-за ухода иностранных компаний, а также сложностей с запчастями для импортных тягачей. Кроме того, перераспределилась структура поставок: если раньше основные производственные кластеры были в центральной и западной России, а поставки шли, в том числе, из Европы, то сейчас основной поток машин едет с востока, из Китая, Японии, Южной Кореи. Кроме того, транспортные компании жалуются на дефицит кадров.

Показательно, что с жалобой в правительство обратилось два российских производителя, что связано отчасти с динамикой их продаж. Например, в октябре АВТОВАЗ отгрузил почти 41 тысячу автомобилей, и последний раз столь хорошие месячные продажи у завода были десять лет назад. Lada Granta разошлась тиражом 21 тысячу машин, что является её личным рекордом за всё время.

«Хавейлы» везут по железке

Проблемы с автовозами ощущают и дилеры иномарок. Так, в автоцентре «Регинас», который работает в основном с азиатскими марками, рассказали, что ситуация остаётся сложной:

— Действительно, большой дефицит в логистике, — пояснил представитель компании. — Часть импортёров переходят на железнодорожный транспорт, например, мы сейчас получаем Haval поездами: целый состав приходит под наши нужды в Екатеринбург, и оттуда уже развозят автовозами.

Но железнодорожная логистика сопряжена со своими сложностями и экономии в любом случае нет.

— Но железнодорожный транспорт нас выручает, — добавили в «Регинасе». — Цены на доставку автотранспортом выросли в 2-3 раза, например, автовоз на 6-7 машин из Москвы в Челябинск стоит 450-550 тысяч рублей.

Автовозы остаются главным способом доставки автомобилей в России: такой транспорт гибче и дешевле железнодорожного

На востоке всё спокойно

При этом компании, работающие на востоке страны, сильных проблем не испытывают, что косвенно свидетельствует о перераспределении логистики в азиатские части России. Руководитель компании «Сибирь-Япония» Алена Гулина рассказала нам, что именно сейчас доставка автомобилей от Владивостока до Новосибирска автовозами идёт в рабочем режиме и в последние месяцы стало даже проще:

— После августовских изменений сильно снизился поток, и рынок ещё адаптируется, плюс Япония запретила экспорт ряда машин, поэтому сложностей с наймом автовозов нет, — говорит она.

Однако серьёзно возросла цена услуги, например, если пару лет назад стоимость машиноместа на автовозе Владивосток-Новосибирск составляла 45 тысяч рублей, то сейчас — не менее 90 тысяч рублей.

Представитель компании «АВТОСЕЛЕКТ — отборные автомобили» Дмитрий Еременко также отметил отсутствие каких-либо сложностей с автовозами, но добавил, что его компания работает с достаточно дорогими автомобили и в небольших объемах, поэтому стоимость доставки на них сказывается меньше.

Продолжают ужесточаться правила параллельного импорта: судя по всему, через два года покупателям машин, ввезённых перекупщиками, предложат доплатить изрядные суммы утилизационного сбора.

Добавить комментарий