Вот глядите, какой парадокс: в октябре месячные продажи автомобилей в России установили локальный рекорд, и середина осени стала лучшим периодом для авторынка с начала СВО. Но цены прут вверх небывалыми темпами. За последние два года мы вернулись в реальность 90-х, где автомобили стоят как квартиры, а китайский кроссовер не дешевле Porsche Macan до всех кризисов. Откуда у россиян деньги, чтобы покупать по миллиону машин в год? Думаю, источников несколько.
1. Матрасы
Часть россиян достают заначки, исходя из простой логики: завтра будет дороже. До сих пор эта логика не подводила, и в принципе, чтобы угнаться за ростом автомобильных цен, недостаточно хранить деньги на банковском счёте под стандартный процент, не говоря об «инвестициях в матрас». Поэтому, если уж деньги есть, а машина нужна, противопоказаний к покупке здесь и сейчас нет. Через год всё равно поймёшь, что было дешёво.
2. Кредиты
Осенью 2023 года ежемесячные выдачи кредитов, по данным «Автостата», достигли максимума за всё время СВО: в среднем, это 60 тысяч в месяц, из которых чуть меньше половины — кредиты на новые автомобили. В долг покупают менее трети всех новых машин, но больше впечатляет средний размер автокредита, который, по данным Национального бюро кредитных историй, достиг 1,5 млн рублей. При этом ставки непрерывно растут, и сейчас многие банки выдают автокредит под 17-18% годовых и больше. Чтобы было понятнее, при теле трехлетнего кредита 1,5 млн и ставке 18% аннуитетные платежи составят 54 тысячи рублей в месяц, переплата — полмиллиона.
3. Большие зарплаты в ВПК и армии
В общей массе сложно вычислить, какую долю спроса обеспечивают так или иначе причастные к СВО, но заливание этого сектора деньгами наверняка отзывается и авторынку. Когда зарплаты токарей могут превышать 400 тысяч рублей в месяц, условный «Москвич» за 2,5 млн рублей уже не кажется чем-то из ряда вон, и укладывается в формулу: цена машины равна полугодовой зарплате.
4. Отложенный спрос
Кризис 2022-2023 года застал авторынок в неудачный момент, когда он ещё вставал с корточек после пандемии и связанного с ней микропроцессорного кризиса. Автопарк россиян стремительно стареет, и многие хотят (а некоторые могут) купить новый автомобиль, чтобы отложить вопрос ещё лет на пять-десять. Негативные ожидания зачастую лишь подстёгивают этот процесс.
5. Мода на автомобили
Автомобиль остаётся в России символом престижа, а иногда и безальтернативным видом транспорта. Стоит взглянуть на условия проезда в поезде «Орлан», чтобы захотеть хотя бы дохленькую Lada Granta.
Когда всё закончится
Интереснее даже другое: может ли это аномальное благополучие рухнуть? Я бы поставил на то, что это возможно. Относительную бодрость авторынка поддерживает накачивание экономики деньгами, но если ослабить подпор бюджетных вливаний, на первый план вылезут многочисленные проблемы: ядрёная ключевая ставка Центробанка (с октября — 15%), скудный ассортимент бюджетных моделей, дороговизна страховок и запчастей, большие сложности с параллельным импортом. Возможно, мы ещё раз изучим урок советских лет, который гласит: если в приоритете танки, ракеты и амбиции, автомобили рано или поздно станут никакими и купить их будет не на что.
PS: и да, подтвердились дилерские данные о Lada Vesta за 2 млн. В ноябре АВТОВАЗ накрутил цену всех моделей, и теперь минимальная «Веста» с кондиционером стоит около 1,6 млн.