Культура отмены ОСАГО. Почему это плохо

В ноябре Госдума в первом чтении приняла неоднозначный законопроект, исключающий полис ОСАГО из списка документов, необходимых для регистрации автомобиля при смене собственника. Обязанность оформлять полис ОСАГО остаётся, но делать это нужно будет перед первым выездом на дорогу. История ОСАГО всё больше напоминает судьбу техосмотра, который был практически отменён из-за неспособности властей организовать его нормальную работу. И в ликвидации ОСАГО (если она случится) есть немало минусов, а главными пострадавшими окажутся наиболее вменяемые автомобилисты.

Контроль полисов ОСАГО и так был почти нулевым: при дорожных проверках инспекторы ГИБДД спрашивают страховку редко, штраф невелик, а обсуждаемая много лет система отлова безосажных машин камерами видеофиксации всё болтается статусе в подающих надежды. Необходимость иметь полис при регистрации автомобиля оставалась чуть ли не последним рубежом, оправдывавшим первую букву О в аббревиатуре ОСАГО (О = обязательное).

Всё это происходит на фоне изрядного удорожания страховки и многочисленных проблем при получении компенсаций от страховых (например). Цены на запчасти растут, лимит выплат в 400 тысяч остаётся, и получается идеальный шторм: страховка всё дороже и всё бесполезней, а ответственность за её отсутствие всё призрачней. Кто-то скажет, мол, и слава богу. Но есть пара нюансов.

Самые большие тарифы ОСАГО действуют для самых проблемных категорий автомобилистов: это таксисты, молодые водители, аварийные и так далее. Поэтому и отказываться от ОСАГО в первую очередь склонны те, кому оно больше всех нужно. И не ради них самих, а ради тех, в кого они имеют свойство въезжать. И получается забавный парадокс: самые дремучие наездники обходятся без полисов, а весь банкет оплачивают более ответственные водители, поскольку страховые раскидывают на них «недополученные сборы», лоббируя одно повышение за другим.

Формально ОСАГО исключают из списка обязательных документов при регистрации ради удобства автомобилистов: мол, можно ведь поставить машину на учёт, а начать ездить на ней, условно, через полгода (хм, не самый частый случай). На деле же это всё больше напоминает медленное умирание системы техосмотра, которое началось больше десяти лет назад с подачи тогда ещё президента Дмитрий Медведева. Пару лет назад техосмотр пытались возродить, целый год компостируя автомобилистам и бизнесу мозги новыми правилами, а потом внезапно отменили (с рядом исключений). И тут бы опять же порадоваться такой «либерализации», но сделано это было не из человеколюбия, а потому что власти почувствовали неспособность внедрить ими же придуманную систему «нового техосмотра»: переносили, переносили, и махнули рукой. Это не добросердечность, это импотенция.

Читая новости про очередные послабления по ОСАГО, я испытываю дежавю. А может, пусть так: превратить ОСАГО в добровольную страховку и дело с концом? Может и так. Но эта система не будет работать, потому что именно самые проблемные водители не склонны покупать ОСАГО, а покупают те, кто в аварии попадает редко. То ОСАГО эффективно, только когда оно есть у всех водителей, а не только у самых аккуратных. И чем больше будет отказников, тем больше вероятность, что вы рано или поздно столкнётесь с ними на дороге. Что остаётся? Судиться. Но на деле это очень муторный и сложный путь. Суды могут длиться полгода-год, и даже если вы выиграете, не факт, что с виновника можно будет что-то взыскать.

Мы проходили это в 90-х: тогда популярны были анекдоты про «Запорожец», который влетает в «шестисотый» Mercedes. В финале герои сюжета едут смотреть квартиру владельца «Запорожца». Сейчас ситуация ещё хуже: машины стали в среднем богаче, так что риск залететь на крупную сумму сегодня выше (мы же не забыли, что сегодня Lada Vesta стоит более 2 млн?). ОСАГО пришло на смену паяльнику и плоскогубцам, то есть другим инструментам взыскания ущерба. И если для условного бомбилы, с которого нечего брать, отмена ОСАГО кажется сплошным плюсом, то для тех, в кого он рано или поздно причалит — совсем нет. А если бомбила въедет в действительно серьёзного человека, возможно, и его судьба окажется плачевной.

Я согласен, что ОСАГО было довольно кривым. Более 10 лет, с 2003 по 2015 годы, страховые просто стригли рынок, собирая порой вдвое больше, чем отдавали. Постепенно цены росли, страховые засуетились и лоббировали многократные пересмотры тарифов ОСАГО, поданные под соусом его «либерализации». Но цены росли дальше, страховые лоббировали новые корректировки, и взяли паузу лишь в этом году: видимо, грядущими президентскими выборами. Вы спросите, а как должно быть? Ну, например, в западных странах страховые компании являются важным звеном в повышении безопасности дорожного движения. Их профит обеспечивается не только высокими тарифами, но и низкой аварийностью. У нас же страховое сообщество идёт по наиболее простому пути: выбивает очередное повышение тарифов без каких-либо инвестиций в дорожную безопасность.

Попутно власти не могли придумать справедливую сетку тарифов. Лишь в прошлом году наконец серьёзно пересмотрели коэффициенты КБМ, учитывающие аварийность водителя. А потребность назрела давно: пусть бы за ОСАГО платили те, кто чаще бьётся. И пусть бы для водителей, которые наколотили на определённую сумму, включались запретительные тарифы. Но, чтобы обложить таким оброком диарейных водителей, нужен чёткий контроль за наличием полисов. Мы же видим ровно обратную тенденцию, и именно поэтому безаварийные автовладельцы платят сегодня неоправданно много. А если так пойдёт, скоро мы действительно вернёмся в 90-е, где каждое ДТП — это завязка криминальной драмы.

Добавить комментарий