Такси без ОСАГО: истории тех, кто попал с ними в ДТП

Авария произошла, когда Largus поворачивал налево, не уступив дорогу Ford Focus

Сразу нескольким автомобилистам удалось выиграть суды у компании ООО «Такси Плюс», водители которой работают в Челябинске, используя недействующие полисы ОСАГО. С подобными проблемами читатели обращаются к нам уже несколько лет, но сейчас их доводы подтвердили суды. Правда, у юристов есть сомнения, удастся ли взыскать что-то с компании-такси, которая, судя по выписке «Контур.Фокус», погрязла в однотипных исках. При этом она имеет выданное Миндортрансом Челябинской области разрешение на работу такси до 2025 года.

Чем коварны ДТП с таксистами

В ноябре 2022 года владелец Ford Focus Виталий (имя изменено) попал в ДТП с Lada Largus в раскраске такси. Вина последнего сомнений не вызывала: при повороте налево «Ларгус» не уступил дорогу едущему прямо «Фокусу». Ущерб оказался большим: эксперт насчитал 582 тысячи рублей, что больше остаточной стоимости «Фокуса». У таксиста был полис ОСАГО, однако проверка по базе Российского союза автостраховщиков показала, что полис действовал до 29 сентября 2020 года, то есть на момент ДТП был просрочен. Его бланк оказался поддельным: в нём указывалась дата окончания полиса 3 октября 2023 года.

Причина, почему таксисты обходятся без полисов, очевидна: стоимость ОСАГО для них значительно выше, чем для частников. Так, с сентября 2022 года базовый тариф ОСАГО для автомобилистов составляет максимум 7 535 рубля, для такси — 15756 рублей, то есть вдвое выше. Поэтому, например, для Largus, зарегистрированного на юрлицо, стоимость полиса можно достигать сотни тысяч рублей. Для автомобилей юрлиц применяется коэффициент 1,97, территориальный коэффициент для Челябинска — 1,88, плюс есть ещё ряд повышающих множителей. Кроме того, далеко не все страховые работают с водителями из групп риска, порой отказывая им явно и неявно.

Кто покроет ущерб

Largus принадлежал компании ООО «КОНТРОЛ Лизинг», зарегистрированной в Москве. При этом деятельность такси осуществлялась на основании разрешения №15325

Министерства дорожного хозяйства и транспорта, выданного ООО «Такси Плюс». Изначально Виталий предъявил требования к водителю Largus и владельцу автомобиля, то есть ООО «КОНТРОЛ Лизинг».

Но в процессе выяснилось, что таксист арендовал автомобиль у ООО «Такси Плюс» на основании договора, который подразумевал наличие у машины действующего полиса ОСАГО. Суд установил, что между ООО «Такси Плюс» и таксистом были трудовые отношения, и признал данную компанию владельцем источника повышенной опасности. Таким образом, суд обязал ООО «Такси Плюс» выплатить владельцу Focus 367 тысяч рублей.

Сумма оказалась меньше рассчитанного ущерба, потому что автомобиль был признан «тотальным». Его рыночную стоимость оценили в 463 тысячи рублей, стоимость годных остатков — 96 тысяч. Разница этих сумм и стала итоговой. Также ООО «Такси Плюс» обязано компенсировать судебные издержки.

Фигурирующее в деле ООО «Такси Плюс» (ИНН 7725402278), по данным системы «Контур.Фокус», зарегистрировано в Москве в Партийном переулке, 1, корпус 4, офис 15, хотя данные помечены как недостоверные. Генеральным директором является Евгений Андреев, учредителями — Роман Гомонов и ООО «Комплексные решения». В сотрудниках числится один человек. Финансовые данные приведены на конец 2020 года: выручка компании составляла 157 млн рублей, чистая прибыль — 18,8 млн. Впрочем, есть ещё одно ООО «Такси Плюс» (ИНН 7452097600), зарегистрированное в Челябинске на улице Линейной, 86, кабинет 9. Его возглавляет Сергей Комович, учредителем является Кирилл Романов. Оно также вовлечено в многочисленные судебные разбирательства, в том числе, с привлечением ООО «КОНТРОЛ Лизинг» в качестве соответчика. Однако в решении суда, выданного на руки герою статьи, фигурирует первое ООО с ИНН 7725402278. Какова связь между фирмами-тёзками — неясно. По указанным на сайте телефонам нам ответили, что бухгалтер компании «Такси Плюс» по данному адресу уже не сидит.

Мы готовы отразить позицию руководство ООО «Такси Плюс» в материале. Оперативно связаться с представителями такси не удалось.

Не единичный случай

Вот ещё одно очень похожее дело с теми же фигурантами, ООО «КОНТРОЛ Лизинг» и ООО «Такси Плюс». В целом, история как под копирку, и на суде таксист (виновник ДТП) заявил, что брал автомобиль в аренду у ООО «Такси Плюс», где ему выдали копию страхового полиса, оказавшегося не действующим. Суд постановил, что компенсировать ущерб в 57 тысяч рублей плюс судебные издержки должно ООО «Такси Плюс», освободив водителя-виновника от ответственности. И так случаев много, например, вот аналогичная история и ещё одна, и ещё.

Юрист Наталья Усова, представлявшая интересы Виталия в суде, рассказала, что использование просроченных полисов для ООО «Такси Плюс» выглядит распространённой практикой. Она подготовила от лица своего клиента соответствующее обращение в прокуратуру Челябинской области. По её мнению, действия руководства ООО «Такси Плюс» квалифицируются как мошенничество в сфере страхования (часть 5 статьи 159 УК РФ).

— Список такси с госномерами, разрешения на которые получило ООО «Такси Плюс», есть на сайте Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, — рассказывает Наталья Усова. — На сайте Российского союза автостраховщиков существует сервис по проверке полисов ОСАГО. Видим, что многие автомобили ООО «Такси Плюс» выходят на линию без ОСАГО, не исключено, что с поддельными полисами.

Например, по данным реестра, на ООО «Такси Плюс» числится Lada Largus с госномером В 669 УО 174. Разрешение на деятельность такси действует с 08.04.2020 по 07.04.2025. Однако проверка по базе данных РСА выдает следующий результат: сведения о договоре ОСАГО с указанными данными не найдены (запрос от 28 ноября 2023 года).

Это результат нашей проверки такси из реестра Миндортранса Челябинской области на наличие полиса. Судя по всему, машина работает без действующего ОСАГО, и это — не единичный случай

Такси без ОСАГО — головная боль для всех

Наталья Усова говорит, что, несмотря на победу в суде, добиться выплат крайне проблематично:

— Пока ООО «Такси Плюс» не исполнило решения суда, и на его счетах деньги отсутствуют, — говорит она. — На сайте судебных приставов — 1440 исполнительных производств в отношении данного ООО, часть из которых не исполнено, часть прекращена из-за невозможности взыскания. Взыскание не может быть обращено и на ООО «КОНТРОЛ Лизинг»: они уведомили суд, что лизинговая схема закрыта, автомобили переданы лизингополучателю по акту приёма-передачи.

По данным сайта «Контур.Фокус», в данный момент ООО «Такси Плюс» является ответчиком по двум десяткам делам, связанным с взысканием ущерба за ДТП. В арбитражных судах рассматривают 15 дел по искам юрлиц к ООО «Такси Плюс», в том числе от страховых компаний за ненадлежащее исполнение договоров страхования.

Аварии с такси сопряжены с большими рисками для автомобилистов: таксист освобождается от ответственности под предлогом, что он не знал об отсутствии полиса ОСАГО (хотя это легко проверяется). А сами такси регистрируются на компанию, которая, судя по предыстории, не спешит гасить долги. При этом иногда ДТП с машинами юрлиц позволяют взыскать с них многомиллионные суммы.

Навести порядок в сфере должен новый закон о такси, действующий с 1 сентября 2023 года. В нём особый акцент делается на штрафы для агрегаторов, которые допускают работу водителей без лицензий. Но решит ли он проблему — неясно, ведь участники описанных ДТП имели разрешение, но ОСАГО у них всё равно не было. Эксперты по транспорту считают, что для устранения таких ситуаций нужен пересмотр тарифов ОСАГО и повышение его доступности. При этом власти как будто взяли курс на отмену обязательного страхования автомобилистов.

Добавить комментарий