Постоплата на «Лукойле»: в чём её смысл?

С ноября 2023 года на всех АЗС «Лукойл» действует постоплата

Клиенты АЗС «Лукойл» продолжают жаловаться на изменение процедуры заправки. Введенная во всей сети постоплата приводит к тому, что некоторые заправляются до полного бака, даже если хотели залить минимальное количество горючего. Тема не нова: несколько лет назад «Лукойл» уже проводил подобные эксперименты, но тогда постоплата действовала на единичных АЗС. С осени этого года ее постепенно вводят на заправках сети по всей России. Вот как объясняет такой шаг сам «Лукойл».

Что такое постоплата

Это схема, при которой топливный пистолет активируется сразу после нажатия рычага. Если зафиксировать рычаг с помощью блокиратора и уйти в кассу, топливораздаточная колонка заправит полный бак до отсечки. Налить ограниченное количество топлива можно двумя способами. Первый: сделать это вручную, отслеживая сумму и количество топлива по индикаторам ТРК. Второй способ — не снимать пистолет с ТРК и сначала оплатить нужное количество топлива, а уже потом вставить пистолет в бак.

Объявление 2016 года о введении постоплаты на АЗС «Лукойл». Тогда это делали в единичных случаях, сейчас — повсеместно

Когда «Лукойл» ввел постоплату

Переход начался с конца сентября 2023 года: первыми регионами стали Башкортостан, Татарстан, Калужская, Брянская, Самарская и ряд других областей. В Челябинской области и соседней регионах полный переход состоялся в октябре. В Удмуртии, Чувашии, ЯНАО, ХМАО, Москве, Ростовской, Тюменской, Ярославской областях — в ноябре. А к концу года постоплату введут на АЗС «Лукойл» в Волгоградской области и Краснодарском крае, завершив процесс.

Чем удобна постоплата

В пресс-службе «Лукойл» объяснили, что постоплата позволяет экономить время: заправка начинается сразу после установки пистолета в топливную горловину. Пока идет процесс, клиент может приобрести товары минимаркета, а кроме того, не возникает ситуаций, когда предоплаченное топливо не помещается в бак и нужно делать возврат.

Новая система удобна, если на АЗС есть заправщик: достаточно сказать ему тип и количество топлива, после чего можно идти оплачивать его.

В компании подчеркивают, что залить строго определенное количество топлива можно, контролируя процесс непосредственно. На АЗС, оснащенных клавиатурой для ввода параметров (табло преднабора), нужно сначала указать объем в литрах или сумму в рублях, после чего вставить пистолет в бак и нажать рычаг. Оплата происходит уже после окончания заправки.

Что пишут читатели

Многие оценили новую схему критически, не увидев в ней плюсов:

— О какой экономии времени речь, если я должен сначала стоять и ждать, пока зальется топливо, а потом идти и оплачивать его? — спрашивает Сергей. — Даже если мне нужен полный бак, я вставляю пистолет, иду оплачивать, и пока возвращаюсь, топливо уже почти налилось. По-моему, перемудрили.

Игорь считает, что в любом случае очереди создаются на АЗС не из-за скорости заправки:

— Какой смысл экономить эти полминуты на АЗС, если кассиры предлагают всем «ароматный кофе и душистые булочки», начинают тут же жарить сосиски, ищут нужные сигареты или бегают разбираться, какая омывайка осталась? Заправка должна продавать топливо, а не превращаться в супермаркет, тогда и очередей не будет.

Иван жалуется, что пришлось оплачивать полный бак, хотя обычно он заправляет по 20 литров.

— Заставили платить или подписывать какую-то мутную бумажку: не было времени спорить, оплатил, — рассказывает он.

Впрочем, есть и те, кто считает новую схему удобной:

— Думаю, это вопрос привычки, — говорит Владислав. — Нужно просто знать заранее, что на АЗС введена постоплата, об этом на каждой заправке предупреждают. Поскольку большая часть автомобилистов заправляется до полного бака, время сокращается. А если нужно точное количество, просто не снимаешь пистолета с ТРК и сначала оплачиваешь.

Есть и мнение, что система постоплаты станет удобной, когда водители научатся отгонять машину от ТРК сразу после заправки и уже потом оплачивать топливо и покупать «ароматный кофе в дорогу».

Что делать, если АЗС налила слишком много

О введении постоплаты на АЗС «Лукойл» предупреждают объявления, иногда — голосовые сообщения операторов. Но мы получили несколько жалоб от тех, кто не воспринял объявления или не понял, о чем речь. В результате, в бак налилось больше топлива, чем готовы были оплачивать клиенты. Что делать в этом случае?

Кассиры в первую очередь требуют оплатить избыточной объем, но если клиент отказывается, ссылаясь, например, на отсутствие денег, ему предлагают составить акт, в котором он подтверждает заправку в долг и обязуется погасить его в определенный срок. Что грозит тем, кто не заплатит вовремя? Ранее мы разъясняли, что речи об уголовной ответственности не идет, так как изначально у клиентов не было умысла на кражу топлива. «Лукойл» вправе взыскать сумму через гражданский суд, но, если дело будут вести штатные юристы компании, не сможет переложить на ответчика оплату судебных издержек. То есть в принципе схема с постоплатой является не очень удобной для самой компании.

А что с ценами на топливо?

Летом и осенью 2023 года автомобильное топливо дорожало рекордными темпами: особенно сильно прибавили бензин АИ-95 и дизтопливо. Позже начались перебои с поставкой горючего на отдельные АЗС. Вскоре власти ввели план стабилизации цен, основным пунктом которого был временный запрет на экспорт. Попутно нефтяным компаниям вернули полный размер компенсационного демпфера. Он минимизирует их потери, если компании отгружают топливо на внутренний рынок в моменты, когда экспорт выгоднее.

Стоимость всех видов топлива достигла максимума 25 сентября 2023 года, после чего начала снижаться. Но эта тенденция оказалась куда скромнее предыдущего подорожания. Так, например, бензин АИ-95 в среднем по России стоит сейчас 54,9 рубля за литр (данные Росстата). Это на полтора рубля меньше, чем он стоил в конце сентября (56,47 рубля), но на 3,4 рубля больше, чем он стоил в начале мая (51,5 рубля). За последнюю отчетную неделю темпы удешевления значительно снизились.

Добавить комментарий