Бензиновый кризис возвращается?

Розничная стоимость топлива в России достигла исторических максимумов, а оптовые цены держатся на уровне, близком к максимальному. Это напоминает прошлогоднюю ситуацию, когда в августе и сентябре разразился «бензиновый кризис», сдержать который удалось рядом мер, включая запрет на экспорт нефтепродуктов. В этом году запрет был введён ещё в марте, приостановлен в конце мая, но теперь активирован снова с 1 августа и продлён на три месяца, до конца октября. Однако оптовые цены существенно не упали и держатся на уровне, который независимые игроки называют критическим: розничные продажи некоторых марок бензина сегодня попросту не выгодны. Может ли повториться бензиновый кризис?

Бензин пошёл на взлёт

В последнюю отчётную неделю, с 22 июля по 29 июля, по данным Росстата стоимость бензинов продолжила интенсивный рост: АИ-92 подорожал на 18 копеек, АИ-95 — на 26 копеек. Средняя по России цена первого приблизилась к 53 рублей за литр, второго — 58 рублей за литр. Это выше уровней, которых достигли розничные цены в сентябре 2023 года. При этом биржевая цена бензина АИ-95 колеблется в районе 73-74 тысяч рублей за тонну, что лишь немногим меньше прошлогодних величин, когда она достигала 75 тысяч рублей за тонну. В пересчёте на литр это означает стоимость в районе 55-56 рублей, что уже сопоставимо с розничной ценой топлив.

«Поднимаем цены, но не быстро»

Представитель сети независимых АЗС рассказал нам, что для небольших игроков ситуация опять близка к критической, как и в прошлом году, когда розничные цены оказались меньше оптовых.

— Мы поднимаем понемногу цену, но стараемся не делать этого резко, — сказал он. — Отдельной проблемой для нас является логистика: доставки по железной дороге занимают очень много времени и не всегда предсказуемы, и с этим же мы сталкивались год назад. Можно закупать топливо на нефтебазах внутри регионов, но оно значительно дороже, например, бензина АИ-92 на бирже стоит порядка 56 тысяч рублей за тонну, на региональной базе ВИНКа — 63 тысячи рублей за тонну. Периодически торгуем себе в убыток.

Он отмечает, что если по бензину АИ-92 ситуацию ещё терпима, то с АИ-95 всё хуже: разница оптовой и розничной цены близка к нулевой. Уточним, что для крупных нефтяных компаний аномальное соотношение розничных и оптовых цен не так болезненно, поскольку они могут компенсировать убытки за счёт других звеньев производственной и торговой цепочки.

При этом, по словам нашего собеседника, как такового дефицита топлива нет, но чувствуются ограниченные поставки, что позволяет держать высокую цену на нефтебазах.

«Стремятся уложиться в инфляцию»

Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков говорит, что с прошлогодним бензиновым кризисом нынешняя ситуация перекликается лишь отчасти. Он отмечает, что прошлогоднее ралли на рынке во многом спровоцировали планы правительства с сентября 2023 года снизить размер так называемого демпфера — размера компенсаций, которые нефтяные компании получают из бюджета при отгрузке топлива на внутренний рынок в периоды, когда экономически выгоднее его экспортировать.

— В прошлом году к сентябрю нефтяники решили добрать за счёт рынка то, что им недоплатит бюджет, и это спровоцировало рост цен, прежде всего в опте, — говорит Игорь Юшков. — В этом отличия с нынешней ситуацией. Но есть и общее: высокий спрос, который характерен и сегодня, и тогда. У нас автомобильный сезон становится всё более ярко выраженным, дизель оттягивает на СВО, сельским хозяйством потребляется, гражданский сектор потребляет и бензин, и дизель всё больше в сезон отпусков. Но по итогам года и в прошлом году, и в нынешнем правительство стремится уложиться в рознице в уровень инфляции. В прошлом году, в целом, уложились, в этом году посмотрим, какая инфляция будет, но все инструменты для того, чтобы уложиться в её уровень, есть.

Пока удорожание бензинов укладывается в уровень, заданный общей инфляцией

Эксперт акцентирует внимание, что в более уязвимом положении оказывается бензина АИ-95, цены на который растут более интенсивно:

— 90% производимого бензина шло для внутреннего рынка, и только 10% экспортировалось, в дизеле эта доля — 50%, — объясняет Игорь Юшков. — В этом году Нижегородский НПЗ в новый год ушёл в ремонт, а он как раз 10% российского бензина производит. Завод вышел из ремонта только в июне полноценно. Плюс к тому были удары (украинских дронов. — Прим. ред.) по другим НПЗ, и был риск физического дефицита бензина: говорили, что придётся у белорусов закупать и так далее. И, чтобы минимизировать этот риск, ещё с 1 марта 2024 года ввели запрет на экспорт бензина, потом к июню стало понятно, что бензина достаточно и девать некуда, и НПЗ начинают сокращать его производство. И на июнь-июль разрешили экспорт бензина, а в августе опять почему-то появился риск дефицита, цены на бирже пошли вверх и это привело к тому, что правительство отменило разрешение на экспорт.

Мартовские атаки украинских дронов не стали единственным фактором, но также сказались на поставках топлива: Игорь Юшков отмечает, что из-за них часть заводов ушло на ремонт, а работы порой затягиваются из-за санкций и увеличения сроков поставки оборудования.

— Физический дефицит бензина так и не возник, но такие риски есть, — говорит Игорь Юшков, отмечая, что меры, как запрет на экспорт нефтепродуктов, показали свою эффективность и в прошлом году, и в этом.

Крупным сетям АЗС легче балансировать цены, чем независимым игрокам, которые зависят от соотношения цена на оптовом и розничном рынке

Эмбарго на несуществующий экспорт

Однако экспорт бензина АИ-95 и до запрета был незначителен, поэтому возобновление эмбарго не оказывает прямого влияния на доступность бензина, отмечает издание «Коммерсант». По мнению опрошенных экспертов, данная мера носит, скорее, сигнальный характер и показывает крупным нефтяным компаниям решимость правительства в сдерживании цен. При этом сложным остаётся вопрос, есть ли технические возможности нарастить производство топлив для удовлетворения высокого августовского спроса: так, в июле нарастить суточный выпуск предприятия мне удалось. Окончание ремонтных работ на Астраханском ГПЗ и Сургутском ЗСК позволит нарастить выпуск бензина АИ-92, однако ситуация с АИ-95 сложнее.

Дорожает и дизельное топливо: если в сентябре прошлого года оно достигало цены 64,99 рубля за литр, то в конце июля 2024 года стоило 66,53 рубля за литр. Процесс интенсифицировался в середине июня: с 17 числа по конец июля средний темп удорожания составил 16 копеек в неделю. Представители розничных сетей не ожидают резкого удорожания дизтоплива летом, но считают, что предпосылки к росту цены могут возникнуть осенью с началом уборочной кампании и переходом на зимние сорта.

«У правительства есть все инструменты»

Тем не менее Игорь Юшков считает, что риска выхода ситуации из-под контроля нет, и сдерживание топливных цен на уровне инфляции — выполнимая задача.

— У правительства есть все инструменты, чтобы сдерживать цены и удовлетворять дополнительный спрос: могут ввести запрет на экспорт дизеля, могут снизить акцизы, могут пересмотреть демпфер, — напоминает он.

Инфляция с 1 января по 29 июля 2024 года составила 5,99%. За этот же период стоимость бензина АИ-92 выросла на 5,25%, бензина АИ-95 — на 5,5%, дизтоплива — на 3,35%.

Добавить комментарий