Министерство торговли Китая настоятельно не рекомендовало китайским автопроизводителям инвестировать в Россию и ещё ряд стран, сообщает агентство Reuters. Чиновники КНР предупредили представителей автопрома о рисках таких вложений. Дискуссия развернулась на фоне стремления китайских автобрендов расширять присутствия на внешних рынках, в том числе, из-за замедления спроса на автомобили в самом Китае.
В первую очередь китайские власти предостерегли автопроизводителей от инвестиций в Индию, с которой у Китая нарастает политическая напряжённость. Россия и Турция попали в список стран, куда «настоятельно не рекомендовано» инвестировать. Чуть менее веские формулировки использованы в случае с Европой и Таиландом. При этом министерство торговли Китая поддержало создание сборочных производств за границей, которые используют автокомпоненты, поставляемые из Китая (видимо, речь о крупноузловой сборке).
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин прокомментировал Lenta.ru позицию китайской стороны:
— Они и так особо не вкладываются, потому что это касается только локальной сборки. То есть добавленной стоимости остается крайне мало. Я думаю, что эта рекомендация носит коммерческий характер. И коммерчески она, к сожалению, оправдана.
В России работает единственный китайский завод полного цикла — Haval в Тульской области. Предприятие запустили ещё в 2019 году, а в 2024 году заработало моторное производство.
Однако с 2022 года, когда иностранные концерны оставили около десятка автозаводов России, ни одна китайская компания не проявила интереса к покупке такого предприятия и инвестициям в него. Все существующие ныне сборки китайских автомобилей созданы по инициативе российской стороны и отличаются низкой локализацией. Исключением является автозавод «Москвич», который перешёл на сварку и окраску кузовов, хотя в любом случае уровень локализации значительно уступает таковому тех времён, когда завод принадлежал Renault.
Я уже рассказывал о трёх причинах, которые препятствуют полноценному приходу китайских автопроизводителей в Россию со своими проектами. В первую очередь это риски, связанные с перспективами экономики страны и санкциями. Вторая проблема — не самый крупный размер российского рынка, что осложняет локализацию до уровня, который требует Минпромторг. Третья причина: кризис перепроизводства в самой КНР, что делает более выгодным дозагрузку китайских заводов, чем развитие иностранных.
Тем не менее выпуск китайских автомобилей в России постепенно набирает обороты. Так, компания Chery после неудачного опыта прошлых лет (с «Автотором» и ТагАЗом) в 2022 и 2023 году воздерживалась от местной сборки автомобилей. Однако в 2024 году производство Jetour (суббренд Chery) началось на «Автоторе», а сборка Chery Tiggo 7 Pro под брендом Xcite X-Cross 7 стартовала на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Ряд признаков говорит о том, что производство двух моделей Chery запущенно и в Калуге на бывшем заводе Volkswagen. Chery пока воздерживается от комментариев и степень вовлечённости китайской компании в эти проекты неясна.
Минпромторг пытается увеличить привлекательность местной сборки резким увеличением утилизационного сбора, первый этак которого состоится 1 октября 2024 года. Накануне подорожания россияне скупают автомобили рекордными темпами. Одним из способов сэкономить на утильсборе будет частный ввоз автомобиля, но у него есть свои риски