Челябинск выбирает мэра. Его задача — остановить скатывание города обратно в дым

У нас тут выборы мэра грядут, и заявилось аж 29 кандидатов. И немного мыслей вслух о том, чего хотелось бы нового начальника.

Если бы меня разбудили ночью (допустим, едким запахом гари с балкона) и спросили, что больше всего волнует челябинцев, я бы ответил так. Судя по вашей обратной связи, это три вечных кита: экология, общественный транспорт и ЖКХ. Но коллеги мне тут же напомнили, что два из трех пунктов выведены из зоны ответственности мэра. Экологией и общественным транспортом в основном занимаются областные структуры. Этот наш будущий мэр, похоже, неплохо устроится — он еще в должность не вступил, а нам уже предъявить нечего. Но мы попробуем.

Северо-Запад стало топить с невиданной ранее регулярностью

Сама сфера ЖКХ в Челябинске настолько запущена, что может перевесить две другие боли: число коммунальных аварий и домов без отопления как будто кратно больше, чем в прошлые годы. И будущий мэр должен нырнуть в эту тему, так сказать, с головой, иначе его погрузят туда наши доблестные комментаторы.

Хотя какой спрос с мэров за коммуналку, когда деньги и люди строем уходят, и кто и за чей счет должен углубляться в эти фекальные дебри — не очень понятно. Как я сказал, парень хорошо устроится: куда ни кинь — везде бронебойное оправдание.

Но про экологию и транспорт я все же напомню, пусть для мэра это и пометки на полях. В первые пять лет губернаторства Алексея Текслера мы увидели четыре больших проекта: по два на каждую тему. Челябинск стал переходить на новые автобусы и троллейбусы — раз. Затеяли стройку метротрама — два. Город попал в участники проекта «Экология/Чистый воздух» — три. Объявлено о грядущем переносе ЧЭМК за пределы города — четыре.

Новые троллейбусы толкаются на остановках со старыми маршрутками. Реформа транспорта идет уже пятый год… Фото Натальи Лапцевич

Но давайте признаем: после первого рывка наступил застой. Челябинск опять скатывается к любимому сценарию переноса всех великих свершений куда-то в будущее, так и не достигнув несгораемых сумм. У города ведь не было недостатка в недостроях и прожектах: вспомним хотя бы высокоскоростную магистраль или саммиты ШОС и БРИКС. Теперь по пунктам:

1. Зеленые автобусы и красные троллейбусы ездят, но стоящие на остановках люди по-прежнему волком воют. А втиснувшись в транспорт, они воют еще сильнее. Обновление техники убито хроническим неумением эффективно ее применить.

2. Метротрам-спаситель должен был прийти к 2024 году, а теперь обещают только к 2026, да и то одну ветку. Такими темпами мы получим ещё одно полумертвое полуметро. Выполнение изначально заявленных сроков — первый признак серьезности проекта. Когда сроки даже примерно не выполняются, проект обычно мертвый.

3. С проектом «Чистый воздух» все забуксовало. Точнее, не так: формально Челябинск выполнил большую часть программы, так что гарь, которой мы дышим последние дни — это и есть тот самый «чистый воздух». С помпой презентованная программа оказалась лукава и манипулятивна, и декларированное снижение почти не коснулось металлургических предприятий (нарисовали красивые цифры по другим статьям). Челябинску нужен радикально новый экологический проект и уже сейчас.

4. Перенос ЧЭМК сразу казался котом в дымном мешке, и пока оправдывает это представление. К 1 марта должны были остановить электродный цех, но что-то пошло не по плану. За прошедшие восемь месяцев мы не узнали ни одной новой детали об этом проекте. Вопросы прежние: что, где, когда, а еще куда и за чей счет?

Челябинск сейчас похож на шарик, который пульнули вверх, но недостаточно. Перевала он не достиг, скорость потерял и, неровен час, покатится обратно в тину постсоветской апатии. И хотя мэр не имеет прямого влияния на федеральные мегапроекты, очень важно либо добиваться все же их исполнения в срок, либо компенсировать возникший дефицит собственными инициативами.

Есть у Челябинска и сильные стороны. По-прежнему все неплохо с автомобильной инфраструктурой, по крайней мере, на фоне сравнимых мегаполисов. Бывают накладки с разметкой или знаками, но это рабочие моменты. Идет несколько перспективных строек: студенческий кампусРМК-Арены, футбольный манеж (правда, не без приключений). Снесли наконец жутковатый недострой на Кашириных. Сделали новую набережную, а «ребра левиафана» обнесли забором (видимо, под возможную стройку дворца бракосочетаний, но тут конкретики мало).

Челябинску нужно продолжать тянуться вверх

Но многие из подобных начинаний так и ходят в подающих надежды. Челябинску остро не хватает проектов, во-первых, доведенных до конца, во-вторых, достаточно дерзких, чтобы поменять восприятие города. Мегаполис тащит назад груз его имиджа, как города промышленного, грязного, мрачного, и пока мы не увидели коренного перелома. Из десяти необходимых шагов мы сделали первый и как будто успокоились. Мрачный имидж Челябинска создает эффект замкнутого круга: люди не верят в него, уезжают сами или отправляют детей в Екатеринбург и Питер. Можно ли это изменить? Я убежден, что да: город богатый, живой, удачно расположен, плюс тут живем мы, прекрасные люди. И, если вспомнить историю, изначально Челябинск даже не металлургический город. Это промышленное лобби убеждает всех, что смог у Челябинска в ДНК, но нет: сию заразу он подцепил во времена индустриализации. Но с тех пор прошло почти сто лет, и сейчас Челябинску нужно новое видение будущего, пост-ферросплавное.

Я понимаю, что мэр — это больше про решение текущих проблем с текущими трубами. И что снегопады будут занимать его сильнее, чем абстрактные думы о будущем. Но позиция главы влияет на динамику города, его имидж, его настроение — по крайней мере, так должно быть. Я буду расстроен, увидев кабинетного мэра. Хочется видеть не человека-функцию, а горожанина с расширенными полномочиями, который воспринимает город своим. И пусть полномочия не так широки, и пусть время досталось тяжелое, но Челябинску нужен глава, способный протолкнуть город на ступень выше.

Вот только сумеют ли власти выбрать правильного человека из 29 (или сколько их там?) кандидатов?

Добавить комментарий