Дорожные штрафы увеличивают. С бюджетом совсем плохо?

«Ведомости» пишут, что с нового года могут ощутимо возрасти дорожные штрафы: поправки к КоАП рассмотрят уже в ноябре, а вступить в силу они могут с января. Наиболее важным мне видится увеличение штрафов за превышение скорости: минимальный (20-40 км/час) — с 500 до 750 рублей, максимальный (более 80 км/час) — с 5000 до 7500 рублей. За неиспользование ремня безопасности предлагается поднять с 1000 до 1500 рублей, и это нарушение фиксируют камеры. За пьяную езду (первый раз) штраф возрастет с 30 до 45 тысяч. Также в полтора раза увеличится наказание за игнорирование знаков, нарушение правил буксировки, перевозки грузов и движения крупногабаритного транспорта, а также за причинение легкого и среднего вреда здоровью. А еще скидку за быструю оплату предлагается сократить с 50% до 25%.

В обычных условиях я бы сказал: давно пора. Размер штрафов в России достаточно консервативен, и последний раз таблица наказаний радикально менялась в сентябре 2013 года, когда минимальный штраф КоАП за нарушение Правил увеличился с 100 до 500 рублей. После этого мы видели точечные подкрутки, но в целом статус-кво сохранялся. Например, наказание за превышение лимитов скорости за десять лет практически не изменилось. Основные усилия законотворцев были сосредоточены на пьяной езде, для которой помимо постоянно растущих штрафов добавили усиление наказание за сокрытие с места тяжелой аварии и повторную пьянку за рулем: эти деяния перевели в разряд преступлений и отнесли к уголовному кодексу.

К увеличению штрафов подталкивала сама по себе инфляция, и ее совокупный уровень с 2013 года превышает 100%, то есть цены возросли более чем вдвое (при расчете по этой таблице получается накопленная инфляция +112,6%).  В 2013 году бензин стоил в районе 30 рублей за литр, сейчас он ближе к 60 рублям за литр. Цены на сами автомобили подскочили еще сильнее: Lada Granta в 2013 году стоила до 300 тысяч рублей, сейчас она начинается из окрестностей 1 млн рублей. И вся эта логика подводит к тому, что штрафы должны были вырасти, но они почти не изменились.  Отчасти, правда, стабильность штрафов уравновешивалась увеличением их сборов за счет распространения камер видеофиксации.

Я не сторонник теории, что штрафы нужны для пополнения бюджета. В обычное время бюджету от них не так чтобы горячо: да, в прошлом году собрали порядка 150 млрд рублей, но львиную долю — за счет камер, которые также стоят денег и требуют обслуживания, то есть чистый «профит» тут не такой большой. Но даже если принять поступления за 100% , доля штрафных денег составляет менее 0,5% бюджета. К тому же она распределяется между регионами, то есть не скапливается в виде единой массы. В обычные времена смысл штрафов заключался все же в повышении безопасности, и более чем двукратное снижение смертности на дорогах за последние 15 лет — заслуга, в том числе, «штрафной политики».

Но нынешнее повышение связано как будто не только с человеколюбием, а с банальной попыткой собрать деньги везде, где только можно. Что наталкивает меня на столь крамольные мысли? Ну, во-первых, речи о столь радикальном увеличении штрафов в последнее время не шло, хотя цены растут давно и тенденция ясно. Обычно такие события предваряются долгим церемониалом, здесь же новость взялась как из ниоткуда. Да, была идея радикально перетряхнуть КоАП, но там речь шла не только об увеличении штрафов, но об изменении структуры кодекса, и эта идея заброшена еще несколько лет назад. Во-вторых, обращает внимание избирательность увеличения: взяли несколько редких нарушений, которые явно не делают кассу, и в них подмешали одно самое важное — превышение скорости. Нарушение лимита только на 20-40 км/час обеспечивает 73% всех штрафов, то есть с точки зрения экономики достаточно изменить один пункт одной статьи КоАП, все остальное — скорее, для отвода глаз. При этом снижается и скидка: если сейчас оперативная оплата позволит обойтись 250 рублями, то в случае принятия поправок потребуется минимум 750*0,75= 563 рубля, то есть увеличение более чем в два раза. И это — за самое популярное нарушение, которое максимально удобно фиксировать камерами. И вот, глядишь, 0,5% бюджета превращаются в 1%. С миру по нитки — нищему рубаха.

Пополнение бюджета всеми способами, похоже, становится сверхзадачей правительства, о чем говорят множественные точечные изменения, от увеличения налогов до пресловутых утильсборов. Мне сложно оценить весь спектр, но если брать утильсборы, то их рост идет вразрез с логикой рынка, потому что цены на машины и так заоблачные, давит инфляция, курсы валют растут, ключевая ставка ЦБ РФ зашкаливает, и в таких условиях авторынок может попросту захлебнуться. Я уже писал, что повышение утильсбора создает ситуацию идеального шторма, который, я думаю, мы увидим уже весной. В таких условиях бы наоборот смягчить таможенные платежи, и не подливать масла в огонь инфляции. Но мы видим вроде бы нелогичную реакцию, и вывод один: очень уж деньги нужны. В эту же логику теперь ложится и увеличение штрафов, которое я поддержал бы в другое время, но не сейчас. А на что тратится бюджет РФ сейчас — не секрет. Писал об этом отдельный пост.

Добавить комментарий