Авторынок в 2024 году: продажи вернулись, но радости нет

Lada Granta была и остается лидером продаж, причем отрыв от остальных моделей в 2024 году даже возрос: конкуренции в сегменте 1 млн рублей просто нет

Для автомобильного рынка 2024 год стал временем парадоксов: цены продолжали расти, но автомобили продавались достаточно бодро. Настолько, что можно констатировать возвращение рынка к докризисным уровням спроса. Другой вопрос, надолго ли?

Продажи соответствуют ожиданиям: в начале 2024 года многие эксперты называли цифру в районе 1,5 млн машин в год, и за две недели до конца года рынок одолел этот рубеж — продано 1,503 легковых автомобиля.

Много это или мало? Результат вдвое хуже рекордов досанкционных 2012–2013 годов, когда продавалось почти 3 млн машин в год. Но уже с 2015 года начался затяжной спад продаж, и с тех пор неплохим считался год, когда на учет вставали 1,5-1,6 млн новых легковых автомобиля. То есть нынешний результат вполне соответствует объемам рынка до пандемии и даже лучше показателей 2016, 2017, 2022, 2022 и 2023 годов.

Транзит завершился, что дальше?

Если количественно авторынок вернулся к нормальности, то качественные изменения революционны. Из России ушли все без исключения глобальные прозападные бренды, и по словам коммерческого директора группы компаний «Регинас» Сергея Попова, 2024-ый можно считать годом завершения транзита от прежней модели рынка к новой, где доминируют марки из КНР.

Solaris HC (бывший Hyundai Creta II) на конвейере питерского завода AGR

Иномарки старой школы представлены в России на правах исключений. Во-первых, это Solaris, пришедший на смену Hyundai и Kia, который предлагает россиянам те же машины питерской сборки, производимые из оставшихся на заводе машинокомплектов. Во-вторых, марка Citroen, которая представлена в России не материнской компанией, а китайским СП Dongfeng-Citroen, поставляющим на калужский завод машинокомплекты для сборки Citroen C5 Aircross. Из оставшихся машинокомплектов также дособирают европейские версии Citroen C4, но речь о небольшой партии. Наконец, компания FAW организовала поставки автомобилей Jetta — это, фактически, Volkswagen, адаптированные для Китая и там же собираемые.

«Лада» разгоняет конвейер

Год стал крайне успешным для АВТОВАЗа: производство одолело отметку 500 тысяч машин еще в декабре, что является локальным рекордом для АВТОВАЗа. Конечно, в нулевых годах он собирал и по 800 тысяч машин, но в допандемийные годы нормой считалось производство на уровне 300-400 тысяч.

В течение года заводу удалось вернуть практически все опции на Granta и Vesta, перезапустить производство Largus, а также подготовить новую модель Iskra, серийное производство которой стартует в первой половине 2025 года. Коммерческий директор автоцентра «Сатурн» Ирина Мещерякова говорит, что завод провел колоссальную работу по восстановлению производства, поэтому в 2024 году сошла на нет проблема дефицита автомобилей, которая наблюдалась в 2022–2023 годах. При этом, по ее словам, требуется работа в области качества машин, сборку которых пришлось «переподключать» на новых поставщиков компонентов.

АВТОВАЗ сумел перезапустить выпуск Largus на заводе в Ижевске, где раньше собирали «Весты»

АВТОВАЗ запомнился в 2024 году не только трудовыми подвигами, но и активным лоббированием повышения утилизационного сбора, спровоцировавшего очередной виток роста цен на иномарки.

Большая китайская четверка

Среди китайских марок хорошо видна четверка лидеров, которые и определяют рынок. Безусловным чемпионом по итогам 2024 года стал Haval — единственный китайский бренд, имеющий полноценное производство в России. Завод под Тулой запустили еще в 2019 году, весной 2024 года заработал моторный цех, а на конвейер встал новый Haval F7. Марка активно инвестирует не только в дилерские сети, но и в российское производство. Рост продаж Haval в 2024 году — без малого двукратный.

На втором месте Chery, причем если сложить ее продажи с результатами дочерних брендов (Omoda, Jetour, Jaecoo, Exeed, Soueast), то именно этот конгломерат занимает наибольшую долю рынка среди иностранцев. Марки Jetour и Jaecoo вышли на российский рынок только в прошлом году, но сейчас регулярно попадают в топ-10, равно как и Omoda с Exeed.

Chery представлена в России и в завуалированном виде, например, ее модели лежат в основе автомобилей Kaiyi и Xcite, которые собирают на бывшем заводе Nissan в Питере, а продают через дилерскую сеть АВТОВАЗа. Сергей Попов говорит, что такая стратегия позволила Chery с одной стороны занять большую долю рынка и заполнить многие дилерские центры, с другой, «разномарочность» отчасти путает покупателей, и компания прилагает дополнительные усилия, чтобы развести многочисленные бренды по нишам.

Jaecoo J8 — почти полная копия Chery Tiggo 9, который также дебютирует в России

Уверенный рост показала Geely, что тем более убедительно ввиду появления дочерней марки Belgee, которая теперь отвечает за бюджетные модели белорусской сборки. В 2024 году она обеспечила четверть совокупных продаж Geely. Несмотря на вымывание из ассортимента Geely белорусских моделей, она уверенно выступает благодаря успеху Monjaro, нового поколения Coolray, Atlas и Emgrand. Сергей Попов подчеркивает, что успехи марки во многом предопределены тем, что Geely владеет несколькими известными автобрендами, в частости, Volvo, что обеспечивает доступ к наиболее современным технологиям.

В «большую четверку» инобрендов входит также Changan, который два года назад резко расширил модельный ряд и долгое время оставался маркой с самым широким ассортиментом. Он предлагал как кроссоверы разной размерности, так и бюджетный седан Alsvin, лифтбэк Uni-V, полноразмерный седан Lamore, пикап HunterPlus. В 2024 году марка слегка «причесала» модельный ряд, убрав несколько дублирующих моделей, и теперь он состоит из 12 (а не 15) наименований. В отличие от первых трех чайнабрендов, Changan был малоизвестен в России до 2022 года, однако сейчас действует агрессивно: в 2024 году продажи выросли аж в 2,5 раза относительно 2023 года.

Changan Alsvin остается самой дешевой иномаркой России, но, как ни странно, продается вяло: он не попадает в топ популярных моделей даже среди самих «Чанганов»

Скрытые «китайцы» пока не дотягивают до настоящих

«Новые русские» бренды чувствуют себя в России не слишком уверенно: «Москвич», Xcite, Evolute, «Амберавто» пока не могут бросить вызов АВТОВАЗу или большой китайской четверке. А проект «Волга» по выпуску Changan на мощностях ГАЗа пока и вовсе не вышел из летаргии: машины с обрусевшим дизайном показали премьеру Мишустину, но других новостей не было.

Для того же «Москвича» 2024-ый был похож на контрастный душ: затоваривание складов в начале года, резкое снижение цен весной, рекорды продаж в марте и апреле, охлаждение спроса летом, новый всплеск интереса к концу осени

Не менее противоречиво выглядят результаты Xcite: под этой маркой на бывшем заводе Nissan в Питере собирают дорестайлинговые Chery Tiggo 7 Pro. До конца года планируют собрать не менее 20 тысяч машин, что в любом случае ниже плана в 25 тысяч, но дело не в этом: с июня по ноябрь продажи составили менее 5 тысяч машин, то есть к весне возможно затоваривание складов, как у «Москвича» год назад.

Xcite X-Cross 7 показал стабильные, но не очень высокие продажи

Не может раскрутиться и Evolute, который расширил ассортимент до шести моделей, но в сегменте электромобилей не может пока тягаться с импортируемым Zeekr.

Доля импорта сокращается, но…

К концу года на рынке установился паритет между автомобилями импортными и местной сборки. С одной стороны, это говорит о постепенном восстановлении местных предприятий. С другой, возврата к докризисным уровням не случилось: во-первых, в 2019 году автомобили местной сборки занимали 86% рынка, а в непремиальном сегменте доминировали настолько, что в топ-25 не было ни одной импортируемой модели. Во-вторых, нынешний паритет между импортом и местной сборкой достигнут в основном за счет трех предприятий: АВТОВАЗ, УАЗа и тульского Haval, тогда как остальные заводы хоть и собирают иномарки, но с крайне низкой локализацией. Дальше всего из «посткризисных» брендов продвинулся «Москвич», который перешел на мелкоузловую сборку, но до уровней локализации Renault еще годы работы. А большая часть сборок иномарок пока буксует: скажем, машины Kaiyi и BAIC еще далеки от попадания в топ-10 российского рынка несмотря на умеренную ценовую политику.

Электромобили: рекорд есть, оптимизма нет

2024 год не стал прорывным и для электромобилей: с одной стороны, продажи под конец года достигнут примерно 18 тысяч машин, что является абсолютным рекордом — в прошлом году было 14 тысяч. С другой стороны, с середины года динамика пошла на спад, а ноябрь и вовсе оказался хуже прошлогоднего. Упала и доля электромобилей в общих продажах: в прошлом году они заняли 1,4% рынка, в этом будет в районе 1,2%. Локомотивом продаж в электросегменте остается Zeekr, других звезд не видно. В условиях недостаточной развитости сети ЭЗС перспективы рынка туманны, тем более и правительство сделало ряд непопулярных шагов, снизивших интерес к электросегменту.

Успехи электромобилей в России преувеличены популярностью одной модели — Zeekr 001

Опрошенные нами руководители автоцентров склоняются к мысли, что хотя переформатирование рынка закончено, назвать ситуацию абсолютно устойчивой и предсказуемой нельзя: в частности, Сергей Попов подчеркивает, что прямое влияние на автобизнес оказывает общая ситуация в экономике. Негативно влияют рост утилизационных сборов, общая инфляция, обесценивание рубля и высокая ключевая ставка, поэтому в начале следующего года не исключен рост цен и падение продаж. Возможен также уход ряда китайских брендов, не нашедших подход к рынку.

9 Comments

  1. Бу Андерссон был на порядок выше и лучше чем те, кто заменил его. Яркого лидера заменили на серых чиновников-функционеров.

    1. Да, прям классный дядька был. Кто-то говорил, что к нему у Рено было много вопросов, он самурай-одиночка, не очень чтил их корпоративный кодекс. Но как кризисный менеджер АВТОВАЗа он показал себя отлично: за пару лет изменил мнение о заводе, который до этого двадцать лет все ни в грош не ставили.

  2. Я тут озадачился вопросом, который меня стал мучать. Вот уже прошла пара лет как китайский автопром у нас присутствует. И собственно такие вопросы, чисто из любопыства, меня одолевают:)
    1) Как китайские машины продаются на вторичке? С сильным ли дисконтом, относительно новых или +- так же, как и бренды?
    2) Как щас народ вообще выбирает что купить? Это ж пздц туман, куча ничего не значащих названий, как выбирать? Я бы наверно чисто по внешнему виду выбирал и по мощности, хз какие еще критерии предъявлять. И вот тут тогда у меня возникает непонятка, кто и зачем покупает страшных китайцев??

    1. Опять же, попытался поискать вариант на вторичке, который был бы для меня приемлемый и ппц — хз что искать и куда смотреть вообще.

      1. Доскам объявлений пора уже такую категорию заводить — «китайский автомобиль», чтобы не заморачивать названиями. Выбрал и вот тебе полный список предложений, дальше уже фильтры настраиваешь. А щас какая-то жесть.

      2. Кстати, у китайцев все же есть марки, стоящие особняком, скажем, Geely для последней линейки моделей использует вольвовские платформы, так что их уже не назвать поделкой, как Geely MK 2008 года (после которого у меня жена ненавидит весь чайнапром)

    2. Посмотрел вот статистику по джили монжаро(как наиболее симпатичный для меня вариант). Не особо впечатлился:
      из 40 вариантов только пара с пробегом больше 40к, остальное всё от 2 до 10.
      В основном продают салоны, частников единицы и то перекупы.
      И тут невольно возникает вопрос, а чего их скидывают то с пробегом 5 тысяч? Ненормальная ситуация для нормальных машин.

      1. Monjaro как раз на вольвовской платформе построен. Не тестил его, но люди его охотно берут, наверное, сбалансированный. Что касается вторички: ну, рано еще судить, машина пару лет на рынке. Те, кто скидывают быстро — возможно, тупо перекупы, потому что Монджаро активно везут и параллельным импортом, а спрос на машину высокий, она ликвидная, так что можно чуть поездить и в те же деньги продать.

    3. 1) Думаю, пока сложно оценить из-за сильно скачущих цен и быстрого обновления поколений у чайнакаров. То есть китайцы-десятилетки теряют в цене, но это были машины совсем другого уровня, грубо говоря, Лифаны Соланы (уже и фирмы такой нет). Но с учетом их врожденной недолговечности, думаю, будут быстро терять в цене.
      2) У китайцев есть четверка лидеров, и множество суббрендов, но в целом это плюс-минус одинакового уровня машины, так что, думаю, просто ходишь по салонам, глядишь, где пепельница удобнее и выбиваешь максимальные скидки. Вот и весь выбор.

Добавить комментарий