
Наконец это произошло: после тридцати лет мучений, посулов и туманных обещаний АВТОВАЗ сумел приспособить к Niva двигатель от переднеприводного семейства «Лад», выпустив очередную эволюцию «восьмерочного» агрегата, разработанного в 80-х под присмотром Porsche. За основу взяли 1,8-литровый мотор ВАЗ-21179, который вместо 16-клапанной головки получил 8-клапанную, а мощность снизилась со 122 л. с. до 90 л. с. На первый взгляд, он лишь немногим способнее нынешнего 1,7-литровым двигателя, развивающего на «Ниве» 83 л. с. Стоила ли овчинка выделки? Обязательно разберемся, а сначала напомним о легендарной эпопее под названием «Нива и ее моторы».
«Жигулевское» наследие
Двигатель был слабым звеном «Нивы» с рождения: постоянный полный привод требовал повышенного момента, особенно на низких оборотах. Но выбора не было: «Нива», построенная на агрегатах классических «Жигулей», получила самый мощный из тогдашних моторов АВТОВАЗа объемом 1,6 литра (80 л. с.).
Уже к началу 90-х стало ясно, что двигателя не хватает, и АВТОВАЗ выпустил модифицированную версию: диаметр цилиндра увеличили с 79 до 82 мм, объем возрос до 1,7 литра. Мотор прописался на «Ниве» на треть века. Со временем он получил впрыск и ряд улучшений, но это не решило проблемы: «жигулевская» конструкция, восходящая к «Фиатам» 1960-х годов, исключала сильную форсировку. Мощность оставалась скромной (80-83 л. с.), как и крутящий момент (125-129 Н*м).

Разговоры об установке мотора от переднеприводных «Лад» шли еще в 90-х, но кризисный АВТОВАЗ не мог осилить трансплантацию «поперечного» двигателя в «Ниву» с ее классической компоновкой, то есть продольным мотором. Накладывала ограничения и трансмиссия, которая требовала усиления под более мощный двигатель. Эта аргументация будет воспроизводиться АВТОВАЗом неоднократно вплоть до последнего времени.

В начале нулевых АВТОВАЗ подружился с General Motors, вышла Chevrolet Niva, и с 2006 по 2008 год на нее ставили 1,8-литровый мотор Opel Z18XE с коробкой передач Aisin. Но длилось это недолго, с 2006 по 2008 год. Затем GM прекратила производство мотора, да он оказался дорог для бюджетного внедорожника, к тому же перегружал раздатку.
Попутно шли разговоры о скором завершении производства классических «Нив» и запуске нового внедорожника или кроссовера, сначала под эгидой Chevrolet, потом — Renault. Адаптация мотора под старую «Ниву» казалась нерентабельной.



Откуда взялся новый двигатель
В 2016 году АВТОВАЗ выпустил 1,8-литровый мотор ВАЗ-21179, созданный на базе «восьмерочного» блока с увеличенным ходом поршня. Интересно, что его адаптация под «Ниву» имелась в виду сразу: блок, например, имел две номерные таблички под поперечное или продольное расположение. Но двигатель оказался сложным, первый на АВТОВАЗе с фазовращателями на впускном валу и обилием импортных компонентов: поршни и шатуны Federal-Mogul, масляный насос и помпа корейской GMB, клапаны TRW, фазовращатели немецкой Schaeffler… «Нивам» он так и не достался: Renault уже готовилась заменить модель кроссовером на базе Renault Duster, что автоматически снимало проблему моторов.

Мотор объемом 1,8 литра на «Вестах» и XRAY показал себя спорно: выигрыш в динамике был не такой уж сильный, а вот расход масла у него оказался изрядным, и проблему устранили только к 2021 году, заменив маслосъемные кольца, втулки клапанов и маслосъемные колпачки. Но тогда бушевал «ковид», а потом началась СВО, так что эта версия мотора осталась экзотикой.
В конце 2024 года АВТОВАЗ перезапустил производство двигателей ВАЗ-21179 объемом 1,8 литра, добавив приставку Evo. Импортные компоненты заменили другими импортными, в основном китайскими, реже — турецкими и даже индийскими. Глобально мотор не изменился, развивал те же 122 л. с., но кое-что в нем улучшили, например, внедрили «безвтыковые» поршни с выемками под клапаны: теперь при обрыве ремня капиталка мотору не грозит. Заодно приспособили его под женитьбу с китайскими вариаторами и шестиступенчатыми механиками компании WLY: такие версии получила «Лада Веста».
Когда мотор поперек (горла)
Что касается «Нивы», то мотор от переднеприводных «Лад» сначала получила классическая модель Legend (короткая «Нива») в версии Sport: ей достался форсированный 1,6-литровый двигатель, установленный, естественно, по классике, продольно. Мощность у него те же 122 л. с., но характер «верховой», то есть пик момента приходится на высокие обороты. Для псевдоспортивной «Нивы» такое решение еще туда-сюда, но для нормальных внедорожников нужен мотор более скромный и тяговитый.

Поэтому АВТОВАЗ отрядил «Ниве» модификацию 1,8-литрового двигателя, убрав у него «лишние» клапана: их теперь восемь, а не 16. Вероятно, отказались и от системы изменения фаз газораспределения, хотя в релизе АВТОВАЗа это четко не оговаривается.
Что дает новый мотор
Для «Нивы» важнее не мощность на высоких оборотах, а низовой крутящий момент, и АВТОВАЗ подчеркивает, что 80% от его максимальной величины доступны уже на 1000 об/мин. То есть почти с холостых оборотов «Нива» будет тянуть лучше, чем ее оригинальный 1,6-литровый мотор на пике момента. Она теперь должна увереннее трогаться в грязи или в горах, меньше биться в конвульсиях и реже требовать пониженную передачу.
Но возможно, переход на восемь клапанов нужен исключительно для экономии. Во-первых, упрощенная головка блока цилиндров наверняка дешевле, а для «Нивы», которая и так уже стоит на уровне «Лады Весты», лишние наценки ни к чему. А еще наверняка есть ограничения по трансмиссии, поэтому пиковый крутящий момент 8-клапанной версии заметно ниже, чем у 16-капанной: 153 Н*м против 170 Н*м.
В любом случае, это больше, чем у старого 1,7-литрового мотора (129 Н*м), и больше, чем у 1,6-литровых двигателей ВАЗ-21129 для переднеприводных «Лад» (148 Н*м). К тому же у последних пик момента достигается после 4000 об/мин, и для внедорожника это невыгодно. АВТОВАЗ не указывает обороты максимального момента для нового мотора, но, скорее всего, они заметно ниже.

Пока новый мотор получит Lada Niva Travel (бывшая Chevrolet Niva), в 2026 году — и классическая Niva Legend, которой также поставят раздатку с одним рычагом, вместо двух.
Ягодка опять
Попутно АВТОВАЗ слегка освежил саму «Ниву Тревел»: другим стал дизайн решетки радиатора, в качестве опции появились светодиодные фары, усилена трансмиссия, слегка перенастроена ходовая часть, в передних колесах использованы нерегулируемые ступичные подшипники и вентилируемые тормозные диски.
Старт продаж обновленной Niva Travel намечен на третий квартал 2025 года. Сколько она может стоить? Сейчас диапазон цен составляет 1,314-1,639 млн рублей. Если судить по «Весте», мотор 1,8-литра добавляет немного, всего 25 тысяч рублей, но относительно более архаичного мотора «Нивы» наценка может быть выше. С учетом других обновлений, можно ждать цен от 1,35-1,4 млн рублей.

АВТОВАЗ неоднократно порывался завершить производство классических «Нив», но устойчивый спрос на модель каждый раз продлевал ее жизнь. К 2025 году «Ниву» должна была сменить радикально новая модель на базе Renault Duster II, но полноприводной старушке снова повезло. В прошлом году АВТОВАЗ продал без малого 100 тысяч «Нив» двух поколений, так что модель уверенно движется к полувековому юбилею в 2027 году. А с новым мотором будет двигаться чуть уверенней.
И, кстати, АВТОВАЗ вынужденно отказался от идеи превращать «Ниву» в кроссовер: эту нишу скоро займет новая Lada Azimut.
«АВТОВАЗ подчеркивает,»
Агентство ОБС. Где конкретные графики официальные ВАЗ?
153 Н*м против старых 129 Н*м — разговор ниачём.
90% водителей вообще не заметит подобной разницы.
Нужен или дизель или современный двигатель 2..2,5 литра — 180…200 Н*м без турбокомпрессора.
Очередная пурга от прапорщика Соколова для правительства РФ?
Главное на новые версии поднимут цены на 200-300 тыр, тут у меня сомнений нет.
«которой также поставят раздатку с одним рычагом, вместо двух.»
Не пора ли через 50 лет производства спроектировать новую раздатку?
А не эту струю профанацию с рычагом от Шеви-нивы?
Ну, в идеале да, нужен дизелек, хотя бы как у Дастера (хотя дастеровский был откровенно слабоват, для бездорожья удобен, для обычной езды скорее нет). Но АВТОВАЗу тут не до жиру.
Что касается переднеприводного мотора, думаю, он все же получше будет. Дело не только в величине момента, они, как я понял, постарались его сместить вниз по оборотам, отсюда и довольно низкая мощность для двигателя 1.8. То есть попытались сделать что-то вроде дизельных моментных характеристик. Получилось или нет — узнаем после тест-драйва, но как минимум надеюсь, что мотор перестанет конвульсировать на низах.
>>> Не пора ли через 50 лет производства спроектировать новую раздатку?
Так пора «Ниву» вообще снимать, откровенно архаичный аппарат. Но проблема же в том, что СВО и откинуло нас обратно в архаику, а там не до новых раздаток. Ниву хотели снимать еще в нулевых, но тогда не стали, потому что был неплохой спрос. Уже окончательно ей приговор подписали в конце десятых, но тут форс-мажор.
Мне вообще жаль, что они Ниву в стиле Маттина не сделали на базе Дастера. По-моему, хитяра был бы
«откинуло нас обратно в архаику, а там не до новых раздаток.»
Как же «не до новых раздаток»?
На практически готовую Искру же нашли ещё 40 миллиардов.
Освоили.
«попытались сделать что-то вроде дизельных моментных характеристик. »
Вы же СМИ. Запросите комментарии и материалы у пресс-службы ВАЗа.
Пресс-служба АВТОВАЗа крайне закрытая, запрашивать у нее что-либо бесполезно. Они дают только ту информацию, которую хотят дать, по крайней мере, если вы не какое-то их придворное СМИ. Да, честно говоря, к чему все усложнять: будет тест-драйв, и будет понятно, стоит ли овчинка выделки. Цену ведь мы тоже еще не знаем, а это тоже важный вопрос.
Обзор текущих моделей ВАЗ 2025.
Нива (2121ХХ)- выпускается с 1977-го с одним рестайлингом в 1993 году и фейслифтингом — Урбан. Олдскул фром юссар.
Нива 2 (2123ХХ) — выпускается с 1998-го с несколькими фейслифтингами.
Гранта (ранее Калина на элементной базе ВАЗ 2108 «Спутник» 1986 г.) — выпускается с 2004-го с парой фейслифтингов.
Веста — выпускается с 2015 года.
Ларгус (модификация европейской модели Рено Логан) — выпускается с 2012 года. Один фейслифт по пластмассе.
У меня на двух вкладках в браузере было про «Ладу Гранту Кросс лифтбэк» и про Xiaomi SU7 — посмотрел и подумал, вот это контраст, блин. И это это китайские партнеры, которые 20 лет назад выпускали что-то вроде «Лады Приоры» (Джили МК).
Другие издания получили некую презентацию и публикуют кривые крутящего момента:
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6863d29dee19862d23518c3b_6863d2a3ee19862d23518ca9/scale_2400
https://dzen.ru/a/aGPSne4Zhi0jUYw7
И полка момента нового двигателя хуже старого.
На старом «полка» от 2000 оборотов, а на новом от 2700 оборотов.
Ну, в целом по диапазону оборотов момент выше, я думаю, им это важно.
PS это, судя по надписям, не материалы от пресс-службы, а утекшие в сеть внутренние презентации.
Цены — пипец! Хуже уже некуда.
» Базовая «Нива Тревел» с новым мотором будет стоить 1 млн 400 тысяч рублей, а версия с полностью светодиодной оптикой (именно такую показывали на презентации) — от 1 млн 450 тысяч рублей. Дорестайлинговый внедорожник сейчас стоит от 1 314 000 рублей.»
https://dzen.ru/a/aGTmwplMX2_YzKoM
Ага, тоже обратил внимание. Ну, я так и предсказывал.
Неясно только, что у вас вызывает удивление: Нива Тревел уже 1.3+ млн стоит, и спрос неплохой — она в десятке
Я что-то дмал, что Шевинива стоит дешевле на 100-150 тыр.
У ВАЗа вся продукция в десятке. На вынужденном безрыбье другого быть не может. Но людской ресурс заканчивается.
Так может, она на 500 тысяч дешевле, я не знаю. Но цена — это же сумма, за которую люди готовы покупать товар, так что вы правы, на безрыбье можно весьма оптимтистично назначать цену