«Организатор перевозок Челябинской области» анонсировал очередной этап ремонта на трамвайных переездах, и за последние годы — это самый масштабный план, включающий 43 пересечения. Но мне резануло глаз, что в список попали переезды, которые ремонтировались два года назад, а некоторые с пор уже переделывались. Решил разобраться, для чего их ремонтировать снова.
В новом списке я насчитал как минимум семь переездов, которые уже делались и переделывались: Победы-Чичерина, Цвиллинга-Ленина, Цвиллинга-Труда, Свердловский-Ленина, Свердловский-Труда, Победы-Каслинская, Победы-Молодогвардейцев.
Чтобы разобраться, я сначала позвонил в мэрию, где меня направили в Министерство дорожного хозяйства и транспорта, оттуда — в ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области». Там попросили официальный запрос, но быстро не ответили и посоветовали обратиться в ЧелябГЭТ, где вообще развели руками (мол, не наше хозяйство) и посоветовали звонить в мэрию. Круг замкнулся. Всё же, со слов руководства ЧелГЭТа, повторный ремонт переездов связан с двумя причинами: отчасти — с очередными гарантийными работами, отчасти — с реконструкцией самих трамвайных путей.
На этот год действительно запланированы масштабные работы по перекладке рельсов, и часть недавно отремонтированных переездов попадает в зону влияния. Так, рельсы меняют на Свердловском проспекте (от Блюхера до Труда), на Машиностроителей (от Масленникова до Новороссийской), на проспекте Победы (от Каслинской до Болейко), на Российской (от Маркса до Труда) и на самой Труда (от Свердловского до Красной), на Шоссе Металлургов (от Черкасской до Монтажников).
Например, переезд на Победы и Каслинской переделают в связи с ремонтом стрелочного узла, а пересечение у Алого поля, видимо, обновят из-за ремонта самих рельсов. Но ряд переездов опять будут восстанавливать по гарантии, и это уже тревожно: будь это условный смартфон, мы бы уже требовали деньги назад.
Как шла «рельсовая революция»
Со скрипом. Долгое время переездам вообще не уделяли внимания, а в 2020 году уделили, но как-то без огонька: тогда из 19 пересечений отремонтировали одно, и так мастерски, что плитка развалилась через неделю, а потом ещё раз через год.
Первый блин комом, вздохнули в мэрии, подрядчику не заплатили и продолжили строить планы. В 2021 году решили обновить 26 перекрёстков, и на этот раз работы выполнили, но хватило опять ненадолго: через пару месяцев подрядчики переделывали по гарантии. К весне 2022 года часть пересечений опять перекосило, хотя не так эффектно, как раньше (то есть прогресс всё же есть). Тут вспоминается фраза, которую приписывают разным советским инженерам: мол, первый раз мы делаем, чтобы понять, как не надо. Второй раз, чтобы понять, как надо. А третий, чтобы сделать как надо.
Не опять, а снова
Увлечение плиткой вызывало вопросы с самого начала, ведь пытались использовать даже тротуарную (и это для дорог, где ездят большегрузы). Причины понятны: недорого и относительно просто. Способ не требует демонтажа трамвайных путей, в отличие от более капитального подхода, когда делается бетонное основание и поверх него кладутся шпалы, рельсы и настилы для проезда автомобилей. Я периодически задавал вопрос о целесообразности бетонных оснований чиновникам разных уровней, но ответ всегда один: мол, это не только дорого, но требует слишком длительных работ на проезжей части. Впрочем, и плиточные работы шли не так уж стремительно: мы в редакции, например, получали жалобы на затянутые сроки ремонта переездов на Победы-Чичерина и Кирова-Кашириных.
Самый, наверное, трагикомический случай произошёл недавно: на Каслинской и Новомеханической у «Лады» при переезде рельсов сработали подушки и пробило картер коробки передач. Этот переезд отделали плиткой в 2021 году по программе «Безопасные и качественные дороги», а когда она развалилась, залепили асфальтом, но снова небезопасно и некачественно.
Впрочем, пусть со скрипом, но трамвайно-рельсовая революция в Челябинске всё же идёт. Например, на этот год запланирован ремонт двух особенно зубодробильных переездов на Российской-Труда (площадь Павших) и Победы-Кирова (том самом, где от удара у автобуса выпал мотор). И всё это в конечном итоге должно вылиться в проект челябинского метротрама, дата запуска которого пока стоит на конец 2024 года. Но это отдельная история, к которой мы обязательно вернёмся.