Новые выделенки Челябинска: карта и подробности

Улица Молодогвардейцев. Здесь уже частично нанесли разметку, обозначающую выделенную полосу

Протяжённость выделенных для автобусов и троллейбусов полос в этом году увеличится почти вдвое: разметку уже частично нанесли на улицах Чичерина, Молодогвардейцев и Рождественского, а в ближайшее время сделают на проспекте Ленина. Мы спросили одного из идеологов транспортной реформы Челябинска, заместителя регионального министра транспорта и дорожного хозяйства Александра Егорова, что за транспорт будет ходить по новым полосам и как будут контролировать движение по ним. Ведь, например, камеры на Комсомольском проспекте не работают до сих пор, а на Труда и Энгельса «полосных» камер вообще нет. Оказалось, что ввод новых «выделенок» совпадает с очередной волной обновления городского транспорта, а для поимки нарушителей будет применяться искусственный интеллект.

Инфографика: Семен Казьмин

Выделенные полосы в Челябинске начали внедряться ещё в 2019 году, но до начала нынешнего сезона их протяжённость составляла порядка 19 километров, из которых большая часть приходилась на Комсомольский проспект. В этом году добавляют ещё 15 километров, увеличив общую протяжённость до 34 километров (в обе стороны). Пока схема участков с выделенными полосами не замкнута, но в перспективе фрагменты соединят, а общая протяжённость полос вырастет ещё примерно втрое.

— Улицы, где делают выделенные полосы в этом году, определял Комитет дорожного хозяйства: он провёл моделирование и выбрал первоочередные участки, где ездит больше маршрутов и где появление полос не будет болезненно для автотранспорта, — пояснил Александр Егоров. — На следующем этапе будут подключаться остальные участки, и они соединятся в единую сеть, в течение пяти лет охватив все ключевые улицы. Это обеспечит приоритет общественного транспорта.

Старые троллейбусы пока едут мимо выделенок на Молодогвардейцев

Ранее мы рассказывали, что до конца 2024 года выделенные полосы должны появиться на улицах Воровского, Блюхера, Худякова, не считая продления полос на уже упомянутых улицах.

Что поедет по выделенным полосам

Популярный вопрос: что толку от выделенных полос, если Челябинск остаётся во власти ПАЗиков? Например, на участке Молодогвардейцев от проспекта Победы до Кашириных в принципе нет маршрутов с новыми автобусами большого класса. Александр Егоров поясняет, что на той же Молодогвардейцев ставка делается на новые концессионные троллейбусы и автобусы среднего класса.

Троллейбусы «Синара» челябинского производства — одни из претендентов на выделенные полосы

— Транспортная реформа идёт с января 2022 года, подвижной состав постоянно обновляется, и в течение ближайших полугода-года полностью обновится парк троллейбусов: маршруты будут запускаться постепенно, но в течение года 100% троллейбусов будут новые. Сейчас активно реконструируется контактная сеть по первым двум маршрутам, это №12 и №19, это примерно половина сети (около 35 км), вторая половина сети уже получила положительное заключение экспертизы, и в октябре начнутся работы по вторым 35 километрам, также проходят экспертизу депо №1 и депо №2.

Автобус среднего класса МАЗ-206. С обывательской точки зрения такая техника попадает в категорию «нормальный автобус», то есть не маршрутка (официально последние называют малогабаритными автобусами)

На Молодогвардейцев планируют запускать как раз троллейбусный маршрут, кроме того, старые ПАЗики маршрута №22 уже этой осенью заменят на автобусы среднего класса.

Что касается больших автобусов, то в первую очередь сеть выделенных полос делается для магистральных маршрутов, соединяющих районы города.

— Два ключевых маршрута — это №123 в Копейск, который едет по Рождественского, и маршруты №158 и 158К на «Вишнёвую горку», проходящие через Чичерина, — объясняет Александр Егоров. — Кстати, для копейского направления в следующем году по программе «Безопасные и качественные дороги» будут закупать новые автобусы с кондиционерами. Что касается проспекта Ленина, там идёт маршрут №2,- из Чурилово в «Ньютон», его уже «раскатали», идут положительные отзывы, и местами там даже не хватало автобусов, мы добавляли машины. Также по проспекту ходит самый популярный в городе маршрут №64, где работают три автобуса-гармошки, а скоро добавятся ещё несколько, и этот же маршрут идёт по Чичерина. Наконец, через проспект Ленина проходит второй по популярности маршрут №4.

В ближайшие годы автобусы среднего и большго класса должны заменить малогабаритные модели на ключевых маршрутах

А что с камерами?

Пока в Челябинске нет ни одной камеры, контролирующей движение по выделенным полосам. Установленные в конце 2021 года 12 камер на Комсомольском проспекте до сих пор не введены в эксплуатацию из-за сугубо административных причин:

— Год или полтора назад изменился ГОСТ, и по требованию ГИБДД Комитет дорожного хозяйства внёс корректировки в проект организации дорожного движения, которые сейчас согласованы, — объясняет Александр Егоров. — Теперь нужно изменить знаки и разметку в местах въезда и выезда из дворов: эти участки несколько удлинят. Работы проведут в этом сезоне, и мы рассчитываем, что уже осенью стационарные камеры на Комсомольском проспекте заработают.

Камеры челябинской компании Digital Patrol установили ещё в 2021 году, но так и не запустили

А в перспективе ставка, по словам Александра Егорова, дается на мобильные камеры, установленные на самих автобусах. Технологию тестировали ещё лет пять назад в Москве, но тогда она не прижилась, поскольку мобильные камеры не могли с высокой точностью определять места, где выделенные полосы заканчиваются (например, зоны для поворотов направо и выезды с прилегающих территорий).

— Сейчас появилась технология на основе искусственного интеллекта, позволяющая обучить систему распознавать участки, на которые запрещён выезд легковым автомобилям, — продолжает Александр Егоров. — Технология тестируется в Казани, и если пилотный проект завершится успехом, Казань закупит такие системы. Мы дождёмся результатов и если они будут положительные, также внедрим подобные технологии.

Штраф за езду по выделенной полосе достаточно большой, 1500 рублей, и может применяться многократно, если автомобиль продолжает движение по полосе, пренебрегая местами выезда. Как-то мы проводили эксперимент на улице Труда: здесь нарушают так часто, что камера могла бы «настрелять» полмиллиона рублей в час.

Кстати, в Челябинской области планируют вернуть и другой тип мобильных камер, которые размещаются в специальных боксах и постоянно меняют дислокацию. А вот от скрытых патрулей ГИБДД, похоже, пока отказались.

Что ещё происходит с общественным транспортом

Попутно идёт масштабный ремонт трамвайных путей, который выполняется даже чуть быстрее графика, плюс доставлена очередная крупная партия трамваев. А вот перспективы метротрама остаются неопределёнными: власти не отказываются от проекта, но конкретики по срокам сдачи пока мало.

О запуске концессионных троллейбусов «Синара» челябинского производства можете почитать в интервью с руководителем местного подразделения «Синара» Ильей Таболиным. О самих троллейбусах мы также рассказывали в деталях.

На неудобные вопросы о выделенных полосах Александр Егоров отвечал осенью прошлого года после запуска очередной порции выделенок на Труда.

15 Comments

  1. Помню, был эксперимент с троллейбусами в Парковый, куда они должны были добираться «аккумуляторным ходом». Но что-то там совсем немного времени поколесило со свернутыми рогами и все. Вообще, насколько выгоднее строить контактную сеть, содержать ее, перед аккумуляторным троллейбусом?

    1. Думается, контактная сеть — это весьма простое инженерное сооружение, которое окупается стократ в сравнении с необходимостью возить с собой довольно тяжёлые аккумуляторы и постоянно рисковать, что их не хватит. Аккумуляторные троллейбусы — это хорошая история для «разведки боем». Например, ты не уверен, что маршрут будет пользоваться спросом, запускаешь сначала такие троллейбусы, а если попёрло — то уже вкладываешься в нормальную сеть. В этом смысле троллейбус — классное изобретение, куда круче всяких там газовых автобусов (конечно, если сделан по уму).

    2. Впрочем, когда я пишу «весьма простое инженерное сооружение», нужно иметь в виду, что я живу в городе победившего метротрама, где километры тоннелей вырыть — раз плюнуть, не то что десяток столбов воткнуть 😀

    3. Стоимость троллейбуса это прям загадка, но похоже, что от 21 млн. руб (по старым ценам), а автобуса маз до 12 млн. руб.

      Что???))))

      Редакция давайте все цены в студию этой концессии за штуку.)))

      1. Расход маз-а 25 литров на сотку, в день он похоже 100-120 и наматывает, что-то начинает на калькуляторе немножко не сходится) это еще без стоимости десятка столбов

        А электробусы еще и дороже)) вот это поворот

      2. Т.е. концессия это 10 ярдов на инфраструктуру, а 170 траликов это плюс 20-30 мультов за штуку, ничего себе круто.

        Или маз 12 мультов за штуку, хочешь соляра, пропан или метан) и все.

        P.S. ну я тупенький в транспорте) если что разжуйте

      3. Я совсем не вникал в тему концессии, может быть, ближе к запуску троллейбусов углублюсь. Думаю, там ещё НИОКР нужно учитывать, инвестиции в производство и так далее. Плюс стоимость транспорта всегда зависит от тиражности, тут она очень небольшая на фоне МАЗов, так что прямые сравнения, наверное, не всегда корректны.

  2. Илье: беглый поиск показал, что цена троллейбуса «Синара» 21 млн рублей, как вы и написали. Его одноклассником, насколько могу судить, является например, МАЗ 203C65, цена на официальном сайте 18,5 млн рублей, не исключаю, что цена может не учитывать тех или иных нюансов https://maz.ru/catalog/passenger/gorodskie-avtobusy-maz/maz-203/avtobus-maz-203s65-gazovyy/

    Плюс, повторю, важно иметь в виду разный тираж выпуска, вероятно, со временем у Синары он вырастет и цены станут пониже. Ну, и кстати, троллейбус должен быть подешевле в эксплуатации, как «по топливу», так и по обслуживанию: те же технические жидкости взять.

    PS ни на чё не претендую, просто загуглил)

    1. Ну еще чего, если мы берем самый дорогой МАЗ, с двигателем Мерседеса, давайте возьмем самый дорогой Синара)) по новым ценам, а это уже похоже будет за 30 мультов.

      Т.е. весь транспорт Че может поменять сходу на новый, а сети траликов демонтировать) профит вкладывать в трамваи)) цитата: «нафига козе баян»?

      У нас чего нету 35 литров пропана в сутки на автобус? )) А вот с электроэнергией в пригородных районах я слышал проблемы.

      1. Вот за 14 млн https://maz.ru/catalog/passenger/gorodskie-avtobusy-maz/maz-203/avtobus-maz-203047/

        Так что да, вы правы, Синара кажется дороже. Но далее нужно уже в детали комплектации и производства вникать. Может быть, займусь ближе к их полноценному дебюту, тема интересная. Не исключено, что декларируемая цена МАЗа не вполне отражает реалий.

      2. Ну, а насчёт проблем с энергией в пригородных районах вы непонятно что имели в виду, троллейбусы вроде по городу ходят, у нас тут особых проблем нет. Их явно не от Малиновских коттеджей запитают. А так километр пробега на электричестве примерно в 10 раз дешевле бензина, по метану, думаю, раз в пять разница (можно посчитать детально). Но на круг, я думаю, это один из доминирующих расходов (плюс не забудем прочие ГСМ).

      3. >>Ну, а насчёт проблем с энергией в пригородных районах вы непонятно что имели в виду

        10 лярдов я имел в виду))))

        >>по метану, думаю, раз в пять разница

        35 литров * 20 = 700 рублей пропана, какая образцовая хозяйственность чиновников, все до копейки просчитали)) Если будете считать не забудьте расходы на НИОКР добавить, теперь это похоже так называется))))

Добавить комментарий