В 2023 году на дорогах Челябинской области заработают сразу несколько новых комплексов фотовидеофиксации, например, скрыто установленные на автомобили без полицейских обозначений. Стационарные комплексы начнут выявлять более широкий перечень нарушений ПДД, включая езду без ремня безопасности и отсутствие полиса ОСАГО. Должна наконец заработать и система, распознающая движение по выделенным полосам для общественного транспорта. Об этом рассказал сегодня начальник регионального управления ГИБДД Иван Путков.
Что касается мобильных камер, то подобный опыт уже есть у Свердловской области, где с конца прошлого года курсируют машины с установленными комплексами Cordon.Pro, фиксируя превышение скорости и ряд других нарушений. Комплекс устанавливают в салон автомобиля в гражданской «раскраске», и по закону он может даже не обозначаться табличками. Но под Екатеринбургом курсируют машины с оранжевыми маячками и знаком «фотовидеофиксация». Кстати, новый регламент ГИБДД, заработавший в прошлом году, расширяет полномочия при скрытом патрулировании дорог.
По словам Ивана Путкова, в Челябинске начнутся испытания другого комплекса — «Автоураган». Судя по всему, речь о его модификации МС, который уже более года используется в Москве. Оптическая система монтируется прямо в балку с проблесковыми маячками и обеспечивает фиксацию ряда популярных нарушений, которые обычные комплексы зачастую пропускают. Например, с машины удобно ловить выезд на встречную полосу или повороты из неправильного ряда. Комплекс «Автоураган-МС» ставится как на автомобили в полицейской «раскраске», так и на гражданские машины, хотя он всё равно будет заметен благодаря оранжевым проблесковым маячкам. Проезд на запрещающий сигнал светофора такими комплексами обычно не фиксируют, потому что для этого необходимо распознавать положение стоп-линии.
Еще один новый подход — фиксация езды с непристегнутым ремнем безопасности, за что по статье 12.6 КоАП предусмотрен штраф в 1000 рублей. Для тестирования системы отрядили пять пунктов видеофиксации за городом, и 12 — в самом Челябинске. Пока камеры сосредоточатся на непристегнутых водителях, но в дальнейшем могут распознавать и пассажиров. Иван Путков объяснил, почему ремням безопасности уделяют столько внимания:
— В январе этого года мы наблюдаем всплеск аварийности в Челябинской области: если по итогам января 2022 года погибли 26 человек, то в этом году — 34. Из них 13 человек — в трех особо тяжелых ДТП, а из этих 13 человек семь могли бы выжить, если бы были пристегнуты. Помимо работы с комплексами видеофиксации мы планируем также рейдовые мероприятия на выезде из города с акцентом на безопасность пассажиров, и наша цель будет не столько оштрафовать водителей, сколько обеспечить пристегивание как можно большего числа людей в машинах.
Одна из самых тяжелых аварий случилась в конце января: Lada Kalina с бесправником за рулем влетела под грузовик MAN. На месте погибли пять человек. Ранее несколько человек погибли в авариях на трассе М-5 — в начале января и 16-го числа, в том числе дети.
Что касается давно обсуждаемого отлова водителей без ОСАГО с помощью камер, на федеральном уровне система должна заработать в 2023 году, и в ГИБДД ждут разъяснений по этому поводу, подчеркивая, что все камеры в стране работают в единой системе «Паутина», и это ускоряет внедрение новшеств. Не ясна пока судьба проекта «Народный инспектор», который уравнивает любительские смартфоны и регистраторы с автоматическими комплексами видеофиксации. Его запуск позволил бы гражданам с помощью специального приложения присылать в ГИБДД фото и видео нарушений, а инспекторам не пришлось бы устанавливать личность водителя: как и другие автоматические штрафы, они бы выписывались на имя владельца машины.
В обозримом будущем должны заработать установленные больше года назад новые камеры на Комсомольском проспекте. Они фиксируют нелегальную езду по выделенным полосам для общественного транспорта, но, по словам Ивана Путкова, перед их запуском нужно устранить ряд проблем с организацией дорожного движения, в частности, с местами заезда и выезда на эти полосы для автомобилистов. Кстати, новые выделенные полосы появились и на Труда, но камеры пока также не контролируют движение по ним других автомобилистов.
Будьте внимательны: некоторые комплексы видеофиксации в Челябинске уравнивают проезд на желтый и красный сигнал светофора.