С 9 августа Япония запретит поставки в Россию автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра и гибридов, сообщил министр экономики Ясутоси Нисимура. Это следствие 11-го пакета антироссийских санкций, в котором расширен список запрещённых к ввозу автомобилей. Помимо описанных категорий в него попадают автомобили дороже 50 тысяч евро и электрокары.
Для обескровленного российского рынка это чувствительный удар, так как после ухода большинства автопроизводителей, популярность праворульных машин стабильно росла. По данным министерства финансов Японии, экспорт автомобилей в Россию в первые шесть месяцев 2023 года вырос на треть. В 2022 году из Японии ввезли почти 200 тысяч машин на общую сумму $1,8 млрд. Для сравнения, новых автомобилей было продано 626 тысяч, и праворульные машины перекрыли даже результат АВТОВАЗа (он в 2022 году продал 175 тысяч машин).
Попавшие под запрет категории обеспечивали почти половину всего импорта японских машин. Так, по данным «Автостата», в первом полугодии 2023 года в Россию было ввезено 812 тысяч японских машин (не только праворульных), что составило около трети вторичного рынка. Из этого числа 406 тысяч машин имели моторы более 1,9 литра. Так, многие россияне предпочитали японские машины с двухлитровыми моторами, и одна только эта категория обеспечивала в первом полугодии 161 тысячу продаж. Правда, до конца неясно, смогут ли власти Японии контролировать параллельный импорт своих автомобилей через третьи страны, например, седанов Toyota через Китай или внедорожников Mitsubishi ОАЭ. Подробности опубликуют 2 августа, но пока складывается впечатление, что запрет коснётся только прямого импорта из Японии.
Ограниченные поставки машин являются одним из факторов увеличения цен, введенные Японией санкции способствуют процессу. Это накладывается на ряд других факторов, например, резкий рост курсов валют и увеличение утилизационного сбора: подробный разбор опубликую в понедельник. Дилеры жалуются, что часть импортёров сократила отгрузку машин, видимо, ожидая корректировки цен. В нашем рейтинге 15 самых доступных машин почти половина моделей подорожала за последний месяц.
Инфографика Семена Казьмина
Проехали порядка 2000 км на восток до Алтая. Встретили оценочно штук 200 праворулек мелких и очень мелких в оклейке для перегона и штук 400 самосвалов и седельных тягачей Китай. Экспансия и заполнение рынка в разгаре
Ну, торопятся до повышения утильсбора. В понедельник опубликую разбор, там сильно накрутили, конечно
2000 км до Алтая — эх, звучит интригующе)