Трамвайные переезды (наконец-то) отделают бетоном

Так выглядит переезд нового типа: вместо мелкой плитки уложили достаточно крупные бетонные плиты. На снимке — пересечение Свердловского проспекта и улицы Труда

В 2023 году запланирован ремонт сразу 43 трамвайных переездов, шесть из них выравнивают по новой технологии — с укладкой бетонных плит. Четыре переезда уже готовы, испытать покрытие можно на пересечениях Свердловского проспекта и улицы Труда, Блюхера и Курчатова, Шоссе Металлургов и Румянцева, а также на улице Машиностроителей (недалеко от проходной ЧТПЗ). Скоро к ним добавятся ещё два переезда — на пересечениях Свердловского проспекта с Воровского и проспектом Ленина.

Для новых переездов используют бетонные плиты особой формы, повторяющие в местах прилегания форму рельса

В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона говорят, что если опыт окажется удачным, его распространят на другие переезды, но с оговоркой: использовать бетонные плиты можно только на участках с прямыми рельсами.

Как Челябинск увлёкся плиткой

Сентябрь 2023 года. Переезд на проспекте Ленина рядом с площадью Революции. Его делали и переделывали по просьбе мэра в 2021 году. Прошло два года, покрытие уже «плывёт»

Трамвайные переезды в Челябинске не ремонтировали много лет, всерьёз ими занялись в 2020 году, но первые попытки завершились фиаско. Часть переездов закатывали в асфальт, они более-менее держатся, а вот выложенные плиткой настилы разрушились буквально за сезон. Дошло до того, что на дважды отремонтированном переезде у автомобиля пробило картер коробки передач.

2021 год. Уложенное осенью 2020-го покрытие за зиму обрело вот такой вид. В данном случае проблемой была низкая прочность самой плитки

В последний год плитку стали класть ровнее и использовать более прочные типы, поэтому покрытие держится чуть лучше, но всё равно не идеально. Переезды требуют непрерывного внимания дорожников, как, например, на пересечении проспекта Победы с улицей Молодогвардейцев.

Сентябрь 2023 года. На пересечении проспекта Победы и Молодогвардейцев плитку перекладывали в 2021 году. Видны следы её повреждения, временами плитку выбивает из гнёзд, кое-где покрытие идёт волной

Переходим на плиту

В этом году начался эксперимент с укладкой бетонных плит. Заместитель министра Миндортранса Александр Егоров поясняет, что такой способ возможен при капитальном ремонте переезда с заменой рельсо-шпальной решётки. Поскольку в этом году в Челябинске идёт масштабная замена трамвайных рельсов, на прилегающих к ним пересечениях можно сделать настилы с использованием бетонных плит. Для «косметического» ремонта настилов такой способ не подходит, и там чаще используют как раз мелкую плитку: такой способ считается временным.

В этом году в Челябинске капитально ремонтируют километры трамвайных путей с выемкой грунта, отсыпкой и заменой рельсо-шпальной решётки

— Основная проблема переездов в Челябинске в том, что трамвайные пути не ремонтировали десятилетиями, поэтому деревянные шпалы на переезде просто сгнили, покрытия провалились. Мы каждый год пробуем что-то новое, в этом году помимо длинных рельсов пробуем бетонные плиты на переездах, — говорит Александр Егоров. — Посмотрим, как они переживут зиму. Бетонные плиты укладывают через специальную резиновую прокладку на рельс, упираются распорками в нижнюю часть шейки. Если они будут лежать плотно, не сдвинутся, то в следующем году мы примем решения по остальным переездам.

Настил состоит из нескольких плит, которые укладывают в межпутье, межрельсовое пространство и по бокам
За счёт своей площади такая плитка оказывает меньшее давление на грунт при проезде автомобиля, поэтому должна быть устойчивей и лучше справляться с нагрузкой от фур и самосвалов
С точки зрения комфорта, важно, насколько рельс выступает над поверхностью настила. Если плиты будут лежать стабильно, выступание останется небольшим

По словам Александра Егорова, пока используют бетонные плиты, которые выпускают заводы в разных городах России, но изучают вопрос о запуске их производства в Челябинске. Но плиты делают только прямыми, поэтому, например, переезд на пересечении проспекта Ленина и Цвиллинга (пл. Революции) будет либо закатан в асфальт, либо отделан плиткой: подрядчик сейчас выбирает оптимальное решение.

Разве плитка себя не дискредитировала?

В Челябинске был опыт выкладки переездов тротуарной плиткой (или чем-то похожим на неё), и он оказался откровенно провальными.

2021 год. Переезд у дворца спорта «Юность», где сейчас уложили бетонные плиты. В 2020 году его отделали мелкой плиткой, но через год начался «кариес»

Позже перешли на крупную плитку, но описанные выше проблемы остались: её хватало в лучшем случае на год. Ситуацию отчасти спасала гарантия подрядчиков, которые по несколько раз переделывали и ремонтировали переезды. Мы спросили Александра Егорова, нет ли ощущения, что плитка на переездах — это в принципе очень хлопотный путь и даже асфальтовые переезды держатся как будто лучше. Заместитель министра ответил:

— По нашему опыту, асфальт и плитка показывают себя примерно одинаково, если плитка положена хорошо. Можно посмотреть переезд на Карла Маркса и Свободы или на Коммуны со Свердловским. Главное — соблюдать технологию укладки, а также технологии производства плитки. Сейчас совместно с производителем тестируют упрочненную плитку. В этом году подрядчик положил на Свердловском проспекте на развороте возле улицы Труда плитку, которая сразу развалилась: у нас были вопросы и к ее качеству, и к укладке. Сейчас подрядчик переделал переезд за свой счёт по гарантии и положил упрочнённую плитку. Посмотрим, как она себя проявит, если окажется эффективнее, то будем впредь применять её.

На перегоне Свердловского проспекта от Труда до Коммуны пути выкладывают плиткой, включая и участок для разворота. Но там использована ее упрочнённая версия

Что касается асфальта, то, по словам Александра Егорова, он тоже проседает примерно через полгода после укладки, отчего рельс начинает выступать над уровнем переезда.

— И с асфальтом невозможно нанести дополнительный слой толщиной сантиметр: придётся опять вырезать карты, заново заливать, — объясняет он. — С плиткой то же самое, но плитку можно разобрать-перебрать, подсыпать и поднять уровень.

Таким образом, в этом году мы увидим использование всех трёх типов покрытия на 43 запланированных переездах. Кстати, некоторые из них уже восстанавливали в последние два года.

Добавить комментарий