Всю неделю в Челябинске наблюдаются перебои в работе АЗС «Лукойл»: первые сообщения мы получили еще во вторник. В основном на заправках нет бензинов АИ-95 и АИ-92, но есть примеры отсутствия и дизельного топлива.
— Не мог заправиться на четырех АЗС, преимущественно в центре, — пишет нам один автомобилист, прилагая в качестве доказательств фотографии. — Топливо либо только дизельное, либо вообще никакого. Известно что-то о ситуации?
— Что с «Лукойлом»? Три заправки объехал — все пустые, — пишет другой.
Многие отмечают, что из-за отсутствия бензина АИ-95 приходилось доплачивать за АИ-100.
Есть жалобы и на отсутствие топлива на отдельных заправках других компаний, например, «Татнефти» (на Копейском шоссе) и «Регион UNO» (в поселке Витаминный).
Еще 12 декабря мы направили в пресс-службу компании «Лукойл» запрос с просьбой прояснить ситуацию и опубликуем ответ после получения. Операторы АЗС ситуацию не комментируют. Топливо на «Лукойле» периодически пропадает и в Екатеринбурге, и компания ответила нашим коллегам из E1.RU следующее:
— Отмечается значительный рост клиентского трафика на АЗС ЛУКОЙЛ, объемы реализации топлива существенно выше ожидаемого уровня. На нефтебазах ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтпродукт» имеется достаточный запас топлива. Общество привлекает дополнительные силы для ускорения поставок на АЗС.
Также мы обратились к независимым продавцам топлива, в частности, сети АЗС «Прайс» с вопросом, нет ли системных факторов, влияющих на поставки топлива? Дефицит топлива на АЗС наблюдался этой осенью, и, может быть, рынок снова лихорадит?
— Нет, никаких фундаментальных факторов для возникновения дефицита топлива сейчас нет, — объяснил специалист сети АЗС «Прайс». — Могу предположить, что перебои с поставкой топлива на отдельные АЗС могут связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, всю неделю на Южном Урале были сильные морозы: топливовозы оснащаются дизельными моторами, которые в нашем регионе работают на зимнем (не арктическом) топливе. Оно сохраняет текучесть до -32 °C, что периодически создает проблемы. Кое-где было холоднее: даже на нашей базе в районе Шершней температура была градусов на пять ниже, чем в Челябинске. Возможно, какие-то компании столкнулись с проблемами при доставке топлива до АЗС в столь сильные морозы. Вторая вероятная причина — сложности с доставкой топлива по железной дороге, которые сохраняются уже не первый месяц. Хотя если говорить о «Лукойле», при наличии большой топливного базы под Челябинском я сомневаюсь, что железнодорожная логистика может так сильно повлиять.
Хроника топливного кризиса
Перебои с поставкой топлива в конце сентября возникли на волне топливного кризиса, вызванного резким ростом оптовых цен. После этого правительство приняло ряд мер, в частности, временно ограничило экспорт топлива и вернуло нефтяным компаниям так называемый компенсационный демпфер, чтобы стимулировать продажи внутри страны. Ситуация нормализовалась: оптовые цены на горючее упали, розничные слегка снизились, а поставки нормализовались. Биржевая стоимость топлива пока остается на сравнительно низком уровне: за тонну АИ-95 просят в районе 46 тысяч рублей против 75 тысяч в начале сентября 2023 года. В ноябре власти сняли временные ограничения на экспорт, что было одной из мер по сдерживанию цен на топливо.
А что с ценой?
Стоимость топлива достигла максимума 25 сентября 2023 года (данные Росстата) — 56,47 рубля за литр АИ-95 и 51,62 за литр АИ-92. С тех пор она непрерывно падала, но в последнее время темп удешевления заметно снизился. Например, за последнюю отчетную неделю, с 4 по 11 декабря, бензины АИ-95 и АИ-92 скинули 6 и 7 копеек соответственно. Дизтопливо, которое интенсивно дорожало летом и осенью, после незначительного падения цен снова вернулось к росту: сейчас за литр просят 64,33 рубля, что лишь на 66 копеек ниже осеннего пика. С начала года средняя цена дизтоплива прибавила более 10%.
И обратите внимание, что на всех АЗС «Лукойл» введена постоплата: мнения о ее эффективности разделились.