До чего же сложное у неё имя — Emeya (ох, прозовут Емелей). Но до чего же она хороша внешне! Да, Zeekr 001 тоже хорош, но он как минимум приелся, а Emeya свежа, нахальна и пышет скрытой угрозой. Она лежит на асфальте, хищно сверкая острыми гранями, этакий электрический скат, готовый шарахнуть тебя разгоном на пять сотен киловатт. На ходу её дизайн оживает: открываются шестиугольные заслонки в переднем бампере, выезжает антикрыло, поднимается лидар в крыше, в общем, она сочится жизнью. Это организм, а не транспортное средство!
Но я забыл представить её: Emeya — это новая модель английского Lotus. Того самого Lotus, что мы с восторгом изучали по вкладышам жвачки Turbo? И да, и нет: его основная штаб-квартина по-прежнему находится в английском Хетеле, но сама компания с 2017 года принадлежит китайской Geely, выпускает машины на родине коронавируса в Ухани и делит технологии с Zeekr. И, если суммировать впечатления, то Lotus Emeya — это Zeekr 001 для знатоков, что ценят в автомобилях не только свирепость разгона.
Что такое Emeya
Технически Emeya близка к кроссоверу Eletre, который мы тестировали год назад. Он стал первенцем новой идеологии компании, которая в теперь ставит исключительно на электромобили и гибриды. И Emeya стала развитием тех идей, а ещё — первым лифтбэком марки. Два электромотора развивают 612 л. с. в случае с версией S (как на фото) или 918 л. с. для версии R, которая к тому же имеет заднюю двухступенчатую коробку передач. Батарея емкостью 102 кВт*ч (чуть меньше, чем у Eletre) обеспечивает пробег на зарядке в районе 600 км по европейскому циклу WLTP, что более-менее привычно для топовых электрокаров. Но куда больше поражают её зарядные возможности: напряжение до 800 вольт, ток до 600 А и предельная мощность до 350 кВт, что сулит зарядку батареи с 10 до 80% за 18 минут. Правда, в России таких ЭЗС пока нет, и нашими мощностями по 150 кВт Emeya будет заряжаться минут сорок. К слову, рестайлинговые Zeekr 001 также получили 800-вольтовую архитектуру, так что скорость зарядки у них такая же.
Интерьер не столь экспрессивен. Экранный минимализм словно не оставляет дизайнерам поля для самовыражения, поэтому салоны электрокаров похожи: Lotus Emeya выделяется разве что рыжей колеровкой. Зато посадка в ковшеобразном кресле плотная и уверенная, что сразу налаживает связь с машиной. Хороша и простота её интерфейса: селектор режимов расположен на привычном месте и работает без затей, полоска приборной панели вполне наглядна, а качество и тактильность сенсорного экрана дополнены англоязычным меню (что лучше, чем иероглифы на экране Lixiang). Садишься в Emeya первый раз, а через минуту ты уже старожил. Привыкания требуют только габариты: двухметровая ширина и пятиметровая длина. Вертикальная проекция Emeya — это, считайте, почти гараж для какого-нибудь Solaris.
Педаль в пол и…
Первое, что хочется сделать на любом премиум-электромобиле — утопить педаль в пол, чтобы ошеломить мозжечок приливом ядерной тяги. Нажимаю и… Удивительно, но несмотря на 612 л. с. разгон кажется смягченным, словно машина тащит прицеп. Ни тебе потемнения в глазах, ни преступного восторга. Ну да, я не включил режим Sport, наверное, силовая установка не выдавала полную мощность. Хорошо, включаю Sport, что теперь? Удивительно, но ощущения плюс-минус те же самые, разве что прицеп стал чуть полегче. Если вцепиться глазами в спидометр, его показания меняются, как карты в колоде шулера, и, забывшись, можно доездиться до лишения прав. Но ускорение приходит с оттяжкой, не резко. Оно не хватает тебя за шкирку, как в Zeekr 007, а нарастает с плавностью взлетающего самолёта.
Найти этому физическое объяснение несложно. Lotus Emeya действительно уступает Zeekr 007 в разгоне до 100 км/час, который занимает 4,2 и 3,5 секунды соответственно. При этом разница в мощностях не столь драматична: 646 л. с. против 612 л. с., но Emeya ощутимо крупнее и весит аж на 440 килограммов больше — 2590 кг (вот вам и прицеп). И в этом есть ирония, потому что в прежние времена Lotus часто страдал от дефицита лошадиных сил, компенсируя это лёгкостью машин. А теперь всё наоборот: дури хоть отбавляй, но весит Emeya почти как три родстера Lotus Elise с прицепом. При этом Zeekr 001 она проигрывает ещё сильнее: после рестайлинга 2024 года его полноприводные версии получили моторы мощностью 789 л. с. и разгон до 100 км/час сократился до 3,3 секунды. Да, Emeya может ответить 918-сильной версией R, но её Zeekr покроет моделью 001 FR с умопомрачительными четырьмя моторами мощностью 1265 л. с. В чём сила, Emeya? Не в абсолютных цифрах разгона. Тогда в чём? В правде?
В ней, вероятно. Ведь правда в том, что 3 секунды до 100 км/час — это ненужная опция, которой пользуешься дай бог пару раз в году. Даже наблюдая за разросшимся поголовьем «Зикров», редко увидишь машину, которая бы устраивала светофорные гонки: видимо, время малолетних забав придёт, когда рынок наводнят подержанные электромобили. А для взрослых людей 3, или 4, или 5 секунд до сотни — это одинаково достаточно.
В чем сила, Lotus?
Сила Emeya в том, как она обращается с этой мощностью. Если Zeekr 001 орудует на пороге грубости, то Lotus деликатен, как дворецкий 1948 года рождения — тогда компании и основана. Куда больше, чем динамика, меня поражает лёгкость, с которой её можно реализовать. Руль уверенно связан с колёсами, колёса словно приклеены к асфальту, асфальт течёт между ними горной рекой, и машина повторяет её русло с почти телепатической точностью. Да, Lotus уже не тот, если поставить Emeya на весы или обмерить рулеткой. Но с какой-то точки зрения он всё ещё тот: ему не откажешь в умении скрывать весовую категорию, прикидываясь этаким сверхмощным картом. Здесь есть пневматическая подвеска и адаптивные амортизаторы, но, в отличие от Eletre, нет системы активного подавления кренов. Она появляется у более мощность Emeya R, но журналисты, которые пробовали её, отмечают некоторую рассогласованность работы электроники активных стабилизаторов. Так что Emeya S признана более сбалансированной. И да, это одна из тех машин, на которых хочется ехать, и ехать, и ехать, кайфуя просто от самого процесса.
Компания с долей парадоксальности позиционирует Emeya как автомобиль класса «гран туризмо», точнее, Hyper GT. Парадоксальность в том, что класс GT родился в Британии среди аристократов-путешественников, которые любили длительные автовояжи, при этом алкали не только комфорта, но и динамического превосходства над толпой унылых «Роверов» и «Воксхолов». С последним у электромобилей порядок, и по динамике они проворнее лучших суперкаров тех времён, но вот что касается длительности автовояжей — куда электромобилям до больших турне? А с другой стороны, если появятся сети ЭЗС мощностью по 350 кВт, сказка станет былью: проехал 500 км, выпил не спеша кофе, и 500 км у тебя буквально под задницей, в батарее. Ну, и если вы переживаете за поклажу, то не надо: лифтбэк с багажников около 500 литров вполне рассчитан на пару чемоданов. Жаль только, как и у прочих электромобилей, запаски тут нет даже в проекте, так что телефон эвакуатора лучше иметь в списке избранных.
Пожалуй, единственное, что нарушает расслабленно-барский настрой Emeya — это её подвеска, которая не столько даже жёсткая, сколько громкая: при проезде лежачих полицейских чувствуешь апперкоты и шлепки, что странно. Тот же Lixiang даже с пружинной подвеской кажется деликатнее, а с пневмой вообще парит. Здесь же получается какой-то слишком интимный контакт с дорогой, и будто Lotus всё-таки вспомнил о былом настрое и хотя бы подвеску настроил, как в старь, погрубее.
Lotus — это скрытый Zeekr?
Электрификация Lotus идёт в русле общей тенденции холдинга Geely, который переводит на своим электро-платформы Volvo, Polestar и Smart, а Zeekr и Lync&Co имеют их с рождения. И в воздухе витает вопрос, много ли общего у Lotus c электромобилями перечисленных компаний, особенно Zeekr? Основная платформа Geely называется SEA, но Lotus, в отличие от других марок, получил её более премиальную версию EPA. Кроме того, компании дали свободу творчества, поэтому при сходности общей концепции (например, 800-вольтовой архитектуре) между Lotus Emeya и Zeekr 001 не так много общего. Lotus крупнее, тяжелее, не столь мощный и ощущается более премиальным. С учётом более чем двукратной разницы в цене Zeekr 001 по-прежнему выглядит оптимальным вариантом, ибо вся разница сводится к нюансам. Но тем, кому нюансы важны, Lotus подарит более яркие переживания.
В отличие от классических «Лотосов», которые больше годились на роль машин для трек-дней, Emeya готова к рутине ежедневных разъездов. Просвет в верхнем положении достигает 212 мм, полный привод электромобилей отличается высокой тяговитостью, и, наверное, единственной проблемой могут стать габариты: тесные парковки в центре города — явно не её стихия.
Как Lotus попал к китайцам
Лучшие годы Lotus пришлись на вторую половину XX века: до конца 70-х марка блистала в «Формуле 1» и сыпала дорожными бестселлерами. Но в 80-х её основатель Колин Чепмен умер, и положение марки осложнилось. Долю в ней покупала Toyota, был период под пятой General Motors c безликими Opel Omega в «лотосовской» обработке. А с 90-х на двадцать лет компания попала в собственность малазийского концерна Proton. Казалось, былая слава иссякает: шутка ли, основной бестселлер Lotus тех времён, родстер Elise, выпускали с 1996 по 2021 годы. И поскольку время неполиткорректных машин закончилось, перемены были неизбежны. Они пришли в 2017 году с богатым и амбициозным концерном Geely, который к тому времени доказал состоятельность в управлении марками на примере Volvo. Поскольку китайский рынок стремительно переходил на электромобили, выбор прогрессивной концепции для всех евромарок Geely выглядит одновременно и дерзким, и естественным.
И в сухом остатке получается, что Lotus в каком-то смысле умер, потому что вряд ли Колин Чемпен предвидел, что созданная им марка будет выпускать броневички массой по 2,5 тонны. А с другой стороны, тот прежний Lotus в каком-то смысле был обречён на прозябание или окончательное превращение в инженерную фирму, и новое видение Geely открывает инженерные и производственные перспективы: завод в Ухане рассчитан на 150 тысяч электрических Lotus в год, а это больше, чем тираж бензиновых спорткаров за всю историю Lotus. И если классические Lotus постепенно терялись на фоне глобализованных марок вроде Porsche, то Emeya бросает прямой вызов Taycan. И вопрос о том, настоящие ли это Lotus или «китайская подделка» будет решаться в прямом сравнении, ведь если Lotus останется в обойме самых желанных и успешных марок в мире, значит, всё у него в порядке. Впрочем, лёгким этот путь не будет, и план продаж на 2024 год сокращён с 26 тысяч до 12 тысяч «Лотосов». Что по старой мерке всё равно очень много.