В 2024 году должен был завершиться экопроект Челябинска. Что сделано?

Заканчивался восьмой год экологического проекта…

Для экологии Челябинска 2024 год был значим, потому что именно на его окончание приходился дедлайн нацпроекта «Экология / Чистый воздух», в котором город участвует с 2017 года. Правда, из-за начала СВО сроки окончания проекта сместили на 2026-й, но это не мешает подвести промежуточные итоги. Что удалось сделать за эти семь лет и почему красивые цифры отчетов не ощущаются носом?

Что такое челябинский экопроект? Он вырос из нацпроекта «Экология» и его подпроекта «Чистый воздух». Челябинск вошел в список 12 городов, где планировалось сократить на 20% совокупные выбросы от всех наземных загрязнителей (закон 195-ФЗ). Основу для этого проекта создали четырехсторонние соглашения, которые с 2019 года заключали крупные предприятия с региональным правительством, Росприроднадзором и Минприроды. Соглашения были подписаны с 16 предприятиями области, из которых 9 находилось в Челябинске или поблизости — это ЧЭМК, Цинковый, ЧКПЗ, ЧТПЗ, завод «Техно», ЧМК, «Мечел-Кокс», завод «Минплита» и Коркинский разрез (ООО «Промрекультивация»). Помимо федерального экопроекта Челябинск создал и свой собственный. Он материализовался в виде 33 двухсторонних соглашений между областным правительством и главными загрязнителями города. Из челябинских предприятий, кроме перечисленных выше, новые соглашения подписали заводы «Сигнал» и «Оксид», Челябинский завод металлоконструкций, «Донкарб Графит» (электродный завод), группа «Конар», «ЧТЗ-Уралтрак», ПАО «Фортум» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4) и расположенный в Копейске, но близкий к нам «Завод „Пластмасс“». Предприятия обязались инвестировать в новое оборудование и устранять наиболее опасные источники выбросов, что в числе прочего облегчало и выполнение федеральных требований.

Челябинский экопроект 2017–2024 годов успешен или провален? Зависит от того, кого вы спрашиваете. Чиновники, например, расскажут вам о перевыполнении плана по снижению выбросов почти в два раза. Если для большинства городов предполагалось сокращение на 20%, то в Челябинске — на рекордные 45,5%. И эти цифры уже без пяти минут выполнены — по крайней мере, на уровне деклараций. То есть проект завершился грандиозным успехом.

Но если вы спросите обычного челябинца, он, скорее, скажет, что дымных дней все еще хватает и качество воздуха в Челябинске по-прежнему крайне зависит от погоды. Любой день с НМУ превращает город в газовую камеру, вокруг промпредприятий (взять ЧЭМК) по-прежнему висит сизая завеса, а на подоконниках копится нездоровая черная пыль.

Главная проблема экопроекта 2017–2024 годов — он слишком лоялен к промпредприятиям Челябинска. Скажем, две трети снижения выбросов обеспечила рекультивация городской свалки. Окей, это важный проект, но его вклад посчитали настолько значительным, что предъявляемые к промпредприятиям планки оказались довольно гибкими. Уже к 2021 году снижение выбросов в Челябинске принимали равным 40% (от уровня 2017 года), то есть вдвое большим, чем были первоначальные требования проекта «Чистый воздух». В этой радужной картине планы давно выполнены и перевыполнены, но проблема в том, что выбросы промышленных предприятий Челябинска как ощущались, так и ощущаются. Спасают ветреные дни, но, если брать НМУ, душегубка сохраняется.

Более-менее открыто по экопроекту работал «Мечел»: он предоставлял журналистам отчеты и показывал строительство системы аспирации доменных печей и другие объекты. Хотя больная тема с коксохимическими производства существовала как бы на периферии. При изучении под лупой, вероятно, к «Мечелу» бы возникла масса вопросов, но в любом случае он старался показать выполнение плана.

Заливка фундамента для системы аспирации литейного двора домны № 4. Сейчас она готова

В остальном тема экологии остается крайне закрытой. Тот же ЧЭМК (ферросплавный завод) с его электродным производством и гигантскими пылевыми отвалами существовал словно бы на привилегированных условиях.

Помимо выбросов самого предприятия, проблемой являются внушительные шлакоотвалы на его северо-западной стороне

Мы неоднократно обращались в пресс-службу ЧЭМК с просьбой продемонстрировать достижения в области экологии, но каждый раз получали отказ. А потом вдруг ЧЭМК забрали у прежних собственников, против гендиректора Павла Ходоровского возбудили уголовное дело, а само предприятие пообещали вынести за пределы города. Но пока я не вижу ни одного признака, что планы серьезные: к 1 марта 2024 года хотели закрыть электродное производство, но, по нашей информации, оно продолжает работать. А сам перенос ЧЭМК выглядит лишь прожектом, призванным успокоить народ. Если бы речь шла о серьезных намерениях, власти бы уже представили план действий: куда будут переносить, за чей счет, что будет с отвалами?

Я не считаю экологический проект Челябинска проваленным. Хорошо уже то, что тема экологии попала в повестку и началось движение в нужном направлении. Проблема в другом: из десяти шагов сделан в лучшем случае первый, а конкретики о дальнейших планах нет. Точнее, есть посулы, призывы, обсуждения, декларации, но им грош цена. И Челябинск рискует погрузиться в экологическое ничегонеделанье еще лет на двадцать.

Как повлияла СВО

С началом СВО сроки завершения проектов во всех 12 городах-участниках сместили с 2024 на 2026 год. Недавно я делал интервью с ведущим научных программ на НТВ, челябинцем Сергеем Малоземовым, и на вопрос о челябинской экологии он сказал:

— Весь вопрос в состоянии экономики и наличии хороших прибылей. Когда экономическое состояние лучше, когда не подорваны экспортные рынки сбыта, компаниям проще вкладывать в современные фильтры, нейтрализаторы и так далее.

Справедливая логика? В целом да. Если в частной беседе спросить руководителя промпредприятия об экологии, он разразится тирадой о сложностях с импортом оборудования, о дефиците кадров, о ключевой ставке и рухнувших прибылях — какая уж тут экология? Часть из этого будет правдой, но к ней примешивается и доля хитрости. Это ведь такая грандиозная отмазка — сложности в экономике. Под это что угодно списать можно. Если завтра по городу вместо автобусов на природном газе поедут экипажи с дровяными печками, и это можно будет оправдать геополитической целесообразностью.

Проблема металлургических заводов — большое количество источников выбросов, учтенных и неучтенных. Одна их инвентаризация порой растягивается на годы (или ее растягивают)

Четверть века после развала СССР экология Челябинска оставалась больной темой, и во многом из-за «экономических оправданий». На любые запросы такого рода следовал возмущенно-праведный ответ: «Вы что, хотите закрытия предприятий? Хотите жить в чистоте и нищете?» Такая постановка вопроса была грубым передергиванием и манипуляцией, потому что никто не предлагал закрывать предприятия — речь шла об их экологическом апгрейде. Но долгое время на этой фразе заканчивались все экологические дискуссии.

И вот в 2017 году настроения стали меняться, и наконец возникло понимание, что экологический прогресс возможен без ликвидации предприятий (ничего себе открытие). Только вот окно возможностей просуществовало лишь 3–4 года, и снова появился такой удобный повод ничего не делать. Идет СВО, экономика катится непонятно куда, а у предприятий новые приоритеты: за невыполнение гособоронзаказа им прилетит в разы сильнее, чем за любой экологический беспредел.

Экопроект 2.0?

У экопроекта Челябинска предполагались сиквелы. Например, квотирование выбросов. Вообще это очень непрозрачная история, суть которой примерно в следующем: специалисты рассчитывают предельные объемы выбросов (квоты) каждого предприятия так, чтобы в любой точке города экологические показатели укладывались в нормативы. За нарушение квот хотят ввести оборотные штрафы, то есть наказание будет пропорционально финансовым возможностям предприятия. Но мы уже года три или четыре слышим одну и ту же песню: предприятиям розданы проекты квот, и от них ждут планы, проекты, предложения, соображения… Думаю, эта музыка может быть вечной.

Другая мощная история — это системы автоматического контроля выбросов (САКВ), в народе — «датчик на каждую трубу». Сейчас количество выбрасываемых вредных веществ оценивается расчетным путем по данным самого предприятий. САКВ позволит Росприроднадзору в прямом эфире наблюдать за составом исторгаемых газов. Проект муссируется уже несколько лет, но статус его не изменился: обсуждения, обсуждения, обсуждения. В частных разговорах промышленники кивают на отсутствие отечественных датчиков и недоступность импортных. Сколько в этих тезисах правды, не знаю, но из результатов — только зольный осадок обещаний «может быть, когда-нибудь».

Основа системы экомониторинга — расставленные по городу контейнеры с достаточно сложным и точным оборудованием для измерения уровней вредных веществ (фото Минэкологии Челябинской области)

То же касается центра экологического мониторинга, который отслеживает состав челябинского воздуха в нескольких точках города. Это очень хороший инструмент для независимого контроля воздуха, но его нужно развивать. Сайт экомониторинга по-прежнему не интуитивен, и его данные плохо коррелируют с субъективными ощущениями. Кроме того, экологические ведомства Челябинской области не наделены достаточными полномочиями и не имеют прямого влияния на федеральные предприятия, поэтому цифры мониторинга — это скорее информация для размышлений, чем для решительных действий. Чадят предприятия здесь, а подчиняются кому-то далекому. Безупречная схема.

Как по мне, за почти три года СВО экопроект Челябинска потерял темп и конкретику. Он все больше превращается в набор деклараций и сотрясений воздуха. Воздуха, который по-прежнему пахнет заводской гарью.

Добавить комментарий