Китайский электромобиль за миллион? Соблазнительная идея

Geely Starfish стоит в Китае от 850 тысяч рублей

Поскольку мысли о смене машины все равно бродят, а Lada Granta на недавнем тесте сильно не впечатлила, стал поглядывать в сторону китайских электромобилей. Пока гипотетически, конечно, но все же. Основным препятствием являются даже не особенности самих электромобилей, а ненужные таможенные сборы, которые увеличивают цену в России более чем вдвое. Но я на время абстрагировался от них и посмотрел, что есть на китайском рынке для человека вроде меня. Ниже — пять потенциально любопытных моделей с ценами, переведенными из юаней в рубли по курсу.

Что касается проблем с зарядкой, то я долгое время считал, что электромобиль в России — вариант только для частного дома. С другой стороны, у нас есть гараж (он принадлежит семье жены), в принципе, поставить там зарядное устройство — задача несложная. Большая часть китайских электромобилей интересного мне сегмента имеет батареи емкостью 40-60 кВт*ч, то есть рассчитано на городской пробег в районе 350-500 км (зимой на треть меньше). У меня средний дневной пробег — 20 км, то есть летом я могу заряжать, грубо, раз в две недели, зимой — раз в неделю. Остается проблема дальних пробегов, но на своей машине далеко я почти не езжу. Хотя да: отсутствие зарядных сетей привязывают недорогой электромобиль к городу/пригороду, и насколько это проблема — не знаю, тут только опыт покажет. Но как городской транспорт электромобиль подходит мне уже сейчас.

При домашней зарядке есть и эффект экономии на топливе: по моим прикидкам, в районе 4-5 рублей с километра. Сравнивать расходы на обслуживания не берусь: у электромобиля меньше внимания требуют механические компоненты, но из-за большой массы может быть повышенный расход шин: в общем, думаю, получится баш на баш. Но при городских пробегах 40-50 тысяч рублей в год сэкономишь.

Теперь о ценах: в Китае они стремительно падают, и если еще лет пять назад выбор электричек локализовался в дорогом или наоборот сверхдешевом сегментах (без золотой середины), то сейчас заполнены все ниши. И, что радует, в диапазоне $10-15 тысяч предлагаются вполне вменяемые машины, без налета бюджетной ущербности. Вот примеры.

Yueyi 03 — первая модель бренда, который организовал концерн FAW (Bestune). Это кроссовер размером чуть компактнее VW Tiguan, но заметно крупнее Hyundai Creta. Аккумуляторы на 48 или 62 кВт*ч, что по китайской методике CLTC дает городской пробег 445 или 565 км. Если брать зимний расход в 20 кВт*ч, то получится пробег 240-280 км. Двигатель — 166 л.с. Цена в переводе на рубли: 1,145-1,264 млн, то есть уровень средних Lada Granta
Салон Yueyi 03. В китайских электрокарах подкупает богатая базовая комплектация: экраны, камеры кругового обзора, климат, фронтальные и боковые подушки, АБС и ESP, легкосплавные колеса и так далее. Я бы обошелся без части этих опций, но если уж есть — хорошо
Geely Galaxy E5 начали продавать в России под маркой Geely EX5, но цена в 4,1-4,3 млн рублей убивает всю идею. В Китае стоимость находится в диапазоне 1,32-1,74 млн, и машина занимает промежуточное положение между моделями-лоукостерами и топовым электромобилями. Посмотрел тест-драйвы — английский журналисты в восторге. Кроссовер сделан с уклоном в обывательские вкусы, но практичен, комфортен, прекрасно оснащен
Салон приятно выглядит, изобилует тайничкам, и с вместимостью у машины порядок. Версия пока одна — батарея на 60 кВт*ч, двигатель 218 л.с., разгон до 100 км/час менее 7 секунд. По размеру автомобиль сопоставим с Toyota RAV4, для меня великоват. но за счет привлекательной (китайской) цены пусть все равно будет в списке
Про iCar v23 недавно рассказывал: это небольшой стильный кроссовер компании Chery. Помимо дизайна он впечатляет технической оснащенностью за свою цену: на выбор аж три батареи емкостью 47, 60 или 82 кВт*ч. Последней в городском режиме мне хватит, наверное, на месяц. В отличие от предыдущих моделей бывает полноприводным: задний мотор развивает 136 л.с., передний — 75 л.с.
И салон сделан по-человечески, с физическими кнопками, что вообще редкость сегодня. Цена стартует от 1,168 млн рублей, топовые версии с полным приводом и большой батареей — 1,635 млн
Поскольку большая машина в городе мне не нужна, добавлю и совсем компактный вариант: Wuling Bingo Plus размером с «Калину»- хетчбэк. Машина незатейливая, на выбор две батареи емкостью 38 и 51 кВт*ч, мотор 75 л.с. Цена — 1,05-1,156 млн
При этом автомобиль совсем не дешманский: базовая комплектация включает все стандартные для чайнакаров ништяки, задние тормоза дисковые, колеса литые, мультимедиа, куча датчиков
Ну, и для разнообразия гибрид BYD Qin Plus: одноклассник Toyota Corolla. Он бывает чисто электрическим, но гибридная версия именно в его случае интереснее. Цены — 1,33-1,94 млн. Все гибриды имеют полуторалитровый мотор (110 л.с.), но колеса приводятся в основном электродвигателем (180 л.с.), так что динамика разгона неплоха — 7,3-7,9 секунд до 100 км/час. Есть две версии: с батареей на 8 кВт*ч и на 18 кВт*ч, то есть рассчитанных на дневной пробег. При наличии гаражной розетки большую часть времени можно ездить на электротяге, в остальном он подходит и для дальних пробегов (английский журналисты проверяли, подходит).
Интерьер не такой классный, но оснащенность неплохая. В целом Qin Plus выглядит уже «китайцем» прошлого поколения, хотя формат неплох. Плюс машина крайне популярна в Китае, так что, вероятно, большая часть детских болезней устранена. Близкую модель BYD Destroyer 05 собирают в Узбекистане под названием Chazor

Это малая часть того, что предлагает китайский рынок, и я взял только самые известные или недавно вышедшие модели. Цены при этом продолжают снижаться, характеристики становятся все лучше, так что аппетит разгорается. В России сейчас тоже можно купить новый электромобиль за сумму в 1,5 млн — речь о Evolute i-Pro. Но вот на него у меня стояка нет: архаичная и не специализированная платформа убивает все плюсы. Новые поколения китайских электричек на порядок интереснее.

Но при нынешнем режиме ввоза они нам просто недоступны, потому что наценка с учетом логистики получается двукратной. Например, за iCar V23 в средней версии ценой 1,5 млн рублей на таможне отдашь 827 тысяч рублей без учета полноценного утильсбора (667 тысяч в случае перепродажи). То есть даже при ввозе на частника с учетом логистики цена будет в районе 2,5-3 млн, что, понятно, делает всю затею бессмысленной. Впрочем, это не проблема электромобилей — это наш российский идиотизм. Ибо для чего запрещать ввоз в России такого специфического транспорта — неясно.

У нас как не было, так и нет ни одного нормального завода по выпуску электричек. Автовазовский e-Largus кроме испанского стыда ничего не вызывает, «Атом», если и дойдет до серии, будет стоить 3-4 млн, то есть этак втрое дороже, чем аналоги в Китае. На автоторовские поделки класса L7 (квадрициклы), скорее всего, без слез не взглянешь — ну, разве что курьеры за госсубсидии будут брать.

Я реально не понимаю, зачем нужны космические сборы при ввозе электромобилей. Кому они мешают? «Грантоводы» и Кузьмичи один хрен будут выбирать машины с ДВС до самой смерти, а вот молодое поколение уже могло бы привыкать к электромобилям. Уберите пошлины,  и люди вроде меня начнут  прицениваться и пробовать, появится спрос на зарядную инфраструктуру и бизнесу наконец станет выгодно ее развивать. Поставить на ночных парковках стойки с зарядным устройствами — это вообще-то плевое дело. А когда появятся зарядки, когда научатся дилеры, когда появится система утилизации, внедрять российские электромобили будет проще.

Но нет: правительство по-прежнему лукаво делает вид, будто Россия способна выпускать электромобили, и под эту лавочку убивает то, что могло бы еще развиваться за счет частной инициативы. Производство электромобилей — очень сложная индустрия, в которой китайцы достигли почти совершенства, и нам их догонять придется лет тридцать. И вместо того, чтобы плыть против течения, можно было воспользоваться им, но нет. Будем как собака на сене.

Впрочем, горячки нет. Электромобили становятся только лучше, так что лет через пять, глядишь, как раз все сложится 🙂

2 Comments

  1. Электричка за миллион? Думаю, даже с Грантой конкурировать будет.

    Гранту не только «кузьмичи» берут, часто её и молодёжь выбирает из-за цены. И гаджет на колёсах им вполне может зайти.

    1. Думаю, что в этом и причина сохранения пошлин: у АВТОВАЗа и так затаривание, а тут еще китайцы за миллион.

      А вообще в Китае цены упали до аномального уровня. Грубо, в Европе за 30 тысяч евро можно купить электромобиль класса Renault 5 (небольшой хетч с дальностью хода 300 км), в Китае — пятиметровый Zeekr с пробегом 500+ км, 800-вольтовой архитектурой и зарядкой за 15 минут. Столь большая разница в ценах впечатляет даже с учетом субсидирования китайского автопрома правительством. Похоже, все технологии (от батареи до электроники) в Китае для своих получаются значительно дешевле. Раньше мы на США смотрели как на территорию низких автомобильных цен, теперь в Штатах ничего интересного по цене-качеству нет, зато Китай бомбит.

Добавить комментарий