Фурычат ли челябинские камеры: спросил у ГИБДД

Глядя на старые комплексы видеофиксации, автомобилисты подозревают, что на их месте уже муляжи

Уже год читатели периодически спрашивают нас, работают ли в Челябинске камеры фотовидеофиксации нарушений. Вопрос возник из личного опыта водителей. Например, один из них рассказал, как пару раз случайно заехал на стоп-линию под камерами, но штрафов не получил, в результате перестал соблюдать правило стоп-линии с прежней педантичностью. А на пересечении Братьев Кашириных с Каслинской водители отмечают массовые нарушения под камерами (поворот из некрайнего ряда), видимо, без последствий. Есть и жалобы, что камеры перестали фиксировать проезд на желтый сигнал, хотя раньше такое практиковали. Для начала мы провели опрос среди читателей, чтобы узнать, замечают ли они такую тенденцию (замечают), а потом обратились за разъяснениями в УГИБДД Челябинской области.

Опрос мы провели в двух социальных сетях: в общей сложности участие приняло около 2500 наших читателей. Примерно половина в принципе ездит без нарушений, поэтому судить о работе камер не может. Из тех, кто ожидает наказаний рублем, подавляющее большинство отмечает, что штрафов с камер стало меньше. Так работает ли дорогостоящая система фотовидеофиксации или город увешан муляжами?

Камеры работают, но есть нюансы

Начальник ЦАФАП УГИБДД по Челябинской области Сергей Пурусов с полной однозначностью заявил, что все комплексы работают в штатном режиме, более того, весной динамика фиксируемых нарушений традиционно растет. Например, если в холодные месяцы по области ежедневно фиксируется 4–6 тысяч нарушений, то в последние дни цифра доходит до 12 тысяч в сутки, а в выходные — до 16–18 тысяч. Это связано с растущей интенсивностью поездок по трассам, где и совершается львиная доля «камерных» нарушений. Но всё-таки работают ли комплексы фотовидеофиксации именно в Челябинске?

— Работают в полном объеме, — отвечает Сергей Пурусов. — Сомнения автомобилистов могут быть связаны с рядом факторов. Безусловно, ряд комплексов иногда отключается для плановых технических работ. Если говорить о стоп-линиях, то в зимние месяцы, когда дороги заметены снегом, мы отключали фиксацию проезда за стоп-линию на многополосных дорогах, где дублирующий знак зачастую не виден водителям из левых полос. Что касается проезда на желтый сигнал, то с учетом пункта 6.14 ПДД мы смотрим конкретные обстоятельства: если был гололед и водитель не мог остановиться, постановление не выносится.

Сергей Пурусов отметил, что далеко не все комплексы фиксируют полный спектр возможных нарушений: например, «Азимуты», доставшиеся в наследство от «Ростелекома», не умеют распознавать поворот из неправильной полосы, из чего водители порой делают вывод, что комплекс не работает. Он фиксирует в основном проезд на запрещающий сигнал светофора и превышение лимитов скорости.

Старые типы комплексов могут фиксировать лишь ограниченный список нарушений

Дилемма на Комсомольском

А вот что действительно не работает, так это 12 комплексов фотовидеофиксации на Комсомольском проспекте, установленные в конце 2021 года для контроля выезда на выделенные полосы для движения общественного транспорта. Как объяснил Сергей Пурусов, технически они готовы к работе, но не введены в эксплуатацию из-за проблем с проектом организации движения. Новая схема проезда по Комсомольскому проспекту сразу вызывала немало споров, в том числе из-за неочевидных траекторий съезда на выделенные полосы перед маневрами.

Основная проблема — места заезда и выезда на выделенную полосу

— Мы указали на ряд недостатков в проекте организации дорожного движения, и собственник дороги должен был их устранить, — объяснил Сергей Пурусов. — Сейчас эта работа проделана, но за 2022 год разметка во многих местах стерлась, поэтому нельзя вводить комплексы в эксплуатацию без ее обновления. Эти работы будут проведены, после этого комиссия удостоверится, что фактическая схема согласуется с проектом, и, если всё нормально, будет выдан акт ввода в эксплуатацию этих комплексов.

На Комсомольском проспекте установлены камеры челябинской компании «Диджитал Патрол»

Система фотовидеофиксации Челябинска достаточно разношерстная, а ее создание шло не без сложностей. Первые камеры стали появляться в конце нулевых годов, но от тех комплексов, по нашим наблюдениям, уже ничего не осталось. С 2015 года «камерную тему» решили отдать подрядчикам по системе госзакупок, и на несколько лет основным оператором стал «Ростелеком», который устанавливал комплексы на выносной консоли (в народе их прозвали «виселицы»). Три года спустя, в 2018 году, тендер выиграла нижегородская фирма «АЭЛЬ-РТС Инжиниринг», в результате ростелекомовские комплексы перестали работать. Новый подрядчик установил свои камеры «Птолемей-СМ», которые затем демонтировал по окончании контракта. Работа по такой подрядной схеме оказалась крайне неэффективной, поскольку в городе работала лишь часть комплексов, а в начале каждого года все камеры уходили в спячку до розыгрыша очередного тендера. В 2019 году камеры стали переводить на баланс регионального бюджета: с тех пор владельцем и оператором южноуральских комплексов фотовидеофиксации является ОГКУ «ЦОВ 112 — Безопасный регион». Это позволило отказаться от регулярных тендеров и избежать смены поставщика услуг, что заметно повысило гибкость работы. Одним из основных поставщиков новых камер стала челябинская компания «Диджитал Патрол».

Также в 2019-м решили отказаться от мобильных комплексов на треногах, но в этом году они снова вернутся, правда, в более современном исполнении.

Добавить комментарий