Lada Vesta в Белоруссии стоят гораздо дешевле, чем в России: например, седаны в базовой версии Comfort предлагаются за 42,5 тысячи белорусских рублей, что эквивалентно 1,2 млн российских рублей. Отечественные прайс-листы на такие Lada стартуют от 1,514 млн рублей, то есть разница превышает 300 тысяч, а для универсалов — 400 тысяч. В Белоруссии за 1,54 млн российских рублей можно купить топовое исполнение Techno c 10-дюймовым экраном мультимедийной системы, боковыми подушками безопасности и 16-дюймовыми легкосплавными колёсами. Мы обзвонили белорусских дилеров Lada, чтобы понять — в чём тут подвох?
В Белоруссии два официальных дистрибьютора Lada, ООО «Ардера» (lada.by) и «Минск-Лада» (minsk-lada.by). Стоимость и ассортимент автомобилей у них отличается, но в любом случае Lada Vesta стоят значительно дешевле, чем в России.
Интересно, что в случае с остальными моделями АВТОВАЗа особенной разницы нет. Скажем, «Ардера» предлагает Granta только в кузове лифтбэк и базовой версии Special Edition с одной подушкой безопасности и без магнитолы, а минимальная цена — от 983 тысяч рублей (здесь и далее цены в российских рублях). В России именно такой комплектации нет, но близкие по смыслу версии Classic’24 c кондиционером и АБС стоят от 1,022 млн. Аналогично Lada Niva Legend в Белоруссии стоит от 974 тысяч, что близко к минимальной стоимости «старой» Niva 2024 года выпуска в России.
Представители обоих дистрибьюторов подтвердили, что низкие цены на Lada Vesta актуальны. У разных дилеров в наличии есть отличающийся набор версий, например, где-то можно купить только универсал (от 1,344 млн рублей), а где-то есть седаны как 2023 года (от 1,2 млн), так и 2024 года (от 1,23 млн рублей). Двадцатипроцентную разницу с российской ценой белорусы объяснили отсутствием в цене утильсбора, который при ввозе такой машины юрлицом составит 300,6 тысяч рублей. Интересно, кстати, что АВТОВАЗ как российский производитель получает компенсацию от Минпромторга за уплаченные утильсборы, то есть формально разницы в цене с Белоруссией быть не должно.
Но если покупать автомобиль для личного пользования (то есть не продавать в течение года), то утильсбор при ввозе из Белоруссии составит лишь 3,4 тысячи, то есть разница в цене по большей части сохранится. При этом белорусские дистрибьюторы Lada не заметили особенного наплыва клиентов из России. Почему? Представитель ООО «Ардера» пояснил, что купленный в Белоруссии автомобиль придётся ставить на учёт на гражданина этой страны, то есть при отсутствии родственников понадобятся услуги посредника. По словам «параллельных» импортеров эти услуги в последнее время подорожали и стоят в районе $500, то есть добавят к цене ещё 45-50 тысяч рублей. Какую-то сумму съедят транспортные расходы, проживание и так далее. Но даже с учётом этих трат экономия получается в районе 200 тысяч рублей.
Представители обоих дистрибьюторов затруднились пояснить, почему существенная разница в цене актуальна только для Lada Vesta. Они предположили, что речь о стимулирующих программах для белорусского авторынка. Также они ожидают скорый рост цен, например, стоимость Lada Vesta из новой партии у «Ардеры» поднимется с 1,23 млн до 1,3 млн.
Попутно белорусские дилеры предлагают и Lada Largus 2024 года выпуска, серийное производство которого возобновилось весной 2024 года. Но цена почти не отличается от российской: минимум 1,618 млн рублей.
В России Госдума выдвинула предложение о резком увеличении утильсбора уже в 2024 году, что может сделать разницу с белорусской ценой ещё больше. Ранее о повышении утильсбора просил глава АВТОВАЗа Максим Соколов. Весной АВТОВАЗ поднял стоимость всех моделей, кроме Lada Vesta: цену последней ограничивает усиливающаяся конкуренция со стороны китайских марок. Поэтому АВТОВАЗ лоббирует увеличение утильсбора.
Кстати, в Белоруссии можно купить и Zeekr по низкой цене, но проблемы те же: при ввозе в Россию цена значительно возрастёт.