По инициативе главы Челябинска Алексея Лошкина на Комсомольском проспекте запланировали очередной ремонт, который должен увеличить пропускную способность магистрали. Вопрос особенно остр из-за перекрытия проспекта Победы, поэтому часть работ связана с адаптацией Комсомольского под новый уровень трафика: например, здесь временно уберут часть выделенных полос. После трех лет жизни с островками безопасности, велодорожками и странными парковочными карманами, в прелестях которых власти неоднократно убеждали горожан, решено снова переосмыслить схему движения.
Загнуть радиусы
Заместитель главы города по дорожному хозяйству Дмитрий Агеев сообщил в понедельник, что мэрия получает большое количество обращений по поводу организации движения по Комсомольскому проспекту.
— Там достаточно сложно построен маршрут движения, много неоднозначных пересечений, перестроений, — объяснил чиновник то, что горожане знали сразу. — В связи с этим еще в ноябре 2024 года глава города поручил разработать предложения, а в конце января были подобраны варианты, подразумевающие недорогие и эффективные механизмы улучшения транспортной ситуации.

На время перекрытия Победы в числе его дублеров власти назвали Комсомольский проспект, улицу Островского и Братьев Кашириных. Основные проблемы на Комсомольском проспекте, по словам Дмитрия Агеева, наблюдаются на пересечениях со Свердловским проспектом, улицей Чайковского, Солнечной и Молдавской. К числу проблем он отнес избыточные радиусы закругления перекрестков, большую протяженность пешеходных переходов, а также удаленность стоп-линий от пересечения.
Аукцион на проведение работ объявят на следующей неделе, ремонт Комсомольского планируют начать уже в мае, а завершить в июне.

Специалист СМЭУ Александр Кузнецов рассказал некоторые подробности. Так, на пересечении Комсомольского со Свердловским проспектом изменят направления движения по полосам, а стоп-линии перенесут ближе к светофорам, как это сделано на перекрестке Молодогвардейцев и проспекта Победы: такой шаг позволяет сократить холостое время при включении зеленого сигнала.
Сокращение радиусов скруглений на перекрестках, по словам Александра Кузнецова, позволит сместить пешеходные переходы ближе к пересечению, а в ряде случаев уменьшить их длину, чтобы сократить время на переход улицы.
На улице Чайковского, которая в районе пересечения с Комсомольским проспектом имеет два «рукава», предлагается сделать их односторонними, чтобы поток от проспекта Победы мог проезжать пересечение с Комсомольским и поворачивать налево беспрепятственно.
На ряде пересечений планируется добавить полосы для поворота налево или направо. На перекрестке Комсомольского проспекта и Солнечной подрежут островки безопасности и переделают разметку: цель — добиться максимальной эффективности пересечения при маятниковой миграции в обоих направлениях. Похожие работы планируются на Солнечной.

Ремонт пройдет поэтапно, чтобы избежать масштабных затруднений на Комсомольском проспекте. Дмитрий Агеев подчеркнул, что работы в основном нетрудоемкие и не требуют значительного перекрытия дороги.
На вопрос, почему нельзя было сделать все заранее, еще до закрытия проспекта Победы, Дмитрий Агеев ответил:
— К сожалению, глава города к этому вопросу подключился только осенью, вы прекрасно понимаете, в связи с чем. Потребовалось время, чтобы собрать необходимую информацию и дать поручение.
Он заверил, что работы делаются насколько возможно быстро.
Комсомольская сага
Масштабный ремонт Комсомольского анонсировал ровно четыре года назад прежний вице-мэр по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов. Презентовали все пышно: дескать, будут озелененные разделительные полосы, велодорожки, удобные парковочные карманы и, конечно, выделенные полосы для общественного транспорта.

Ремонт проспекта обошелся в 210 млн рублей, не считая расходов на проектирование.
Когда работы начались, жители прилегающих к проспекту районов были возмущены несоразмерностью островков безопасности, которые сужали проезжую часть. Позже габариты некоторых островков действительно уменьшили, признав тем самым ошибки при строительстве.

Волна возмущения против переделки проспекта оказалась настолько сильной, что властям пришлось назначать экспертизу, проведенную сотрудником ЮУрГУ, которая пришла к предсказуемым результатам. Заинтересовалась вопросом и прокуратура.
Но работы продолжились, и позже власти настаивали, что опыт Комсомольского будет распространен на весь город.

После нанесения разметки ситуация стала более понятной: на протяжении большей части проспекта сделали по две полосы для движения легкового транспорта (в каждую сторону), а также выделенную полосу и поворотные карманы: по замыслу, это должно было увеличить плавность потока, идущего в прямом направлении. Отчасти эта логика работала, но проспект портило множество недоработок: так, никакого обещанного озеленения не оказалось, велополосы признали «дорожками в ад», а некоторые перекрестки оказались трудными для проезда (например, с улицей Красного Урала).
С трудом запускали и выделенные полосы. Камеры для фиксации езды по ним установили еще осенью 2021 года, но заработали они только три года спустя, что крайне возмущало пассажиров. Уже после запуска камер осенью 2024 года выяснилось, что разметка кое-где откровенно нелепая.

К критике Комсомольского проспекта подключилась даже ГАИ, а жители не стеснялись в выражениях.
Один из чиновников мэрии, активно участвовавший в коммуникациях во время ремонта проспекта, Ринат Кучитаров, в марте 2025 года был приговорен к лишению свободы, хотя его уголовное дело не связано с работами на Комсомольском.
Ну хоть у кого-то с денежками все ок. Каждый год за счет бюджета что-то ломать на комсомомольском — это уже традиция сродни английской ))
Мне, кстати, предложенная в 2021 году схема казалась не безнадежной, но все портят недоделки. То есть, например, запустив выделенки, ты отнимаешь жизненное пространство у машин, и тогда надо, чтобы выделенки работали. А они только через три года раскочегарились, а теперь снова отменяются