После полугодовой оттепели, когда цены на автомобили весьма заметно снизились, процесс повернулся вспять. Хотя прайс-листы большинства моделей пока стабильны, наметилась тенденция к удорожанию. Она касается не только фактического увеличения цен, но и сокращения щедрых скидок, которые предлагали почти все марки минувшей весной.
Неоднозначность сегодняшней ситуации на рынке можно проиллюстрировать на примере седана Omoda S5, который в начале лета подешевел на 100 тысяч, но через две недели некоторые комплектации вернулись к первоначальной цене. При этом стоимость базовой версии осталась без изменений — от 2,02 миллиона. Кроссовер Omoda C5 в июне прибавил 50 тысяч рублей и теперь стоит от 2,23 миллиона, что в любом случае ощутимо дешевле, чем в первый год на рынке: изначально цена начиналась от 2,43 миллиона, а весной прошлого года переваливала за 2,5 миллиона рублей.
АВТОВАЗ в мае поднял стоимость всех моделей, кроме Lada Vesta, а теперь из прайс-листов компании исчезли удешевленные версии 2023 года выпуска. Стоит отметить, что при этом минимальная цена Lada Granta осталась прежней, от 699 тысяч рублей, хотя такие автомобили без подушек безопасности не выпускают, и купить их у дилеров, по нашему опыту, невозможно. Фактическая стоимость самой доступной «Гранты» начинается от 911 тысяч, с кондиционером — от 992 тысяч. Минимальная цена «старой Нивы» — от 982 тысячи. В прайс-листах Lada Vesta также остается версия без подушек безопасности, купить которую проблематично, и в реальности минимальную цену стоит отсчитывать от величины 1,514 миллиона рублей.
Также АВТОВАЗ возобновляет Lada Largus, но теперь ижевской сборки и по цене от 1,66 миллиона рублей. В Белоруссии такие автомобили заметно дешевле (от 1,42 миллиона), и почему это так, объяснял на примере Lada Vesta.
Повышает цены и другой отечественный производитель — УАЗ. По данным сайта «Цена авто», стоимость моделей корректировали в январе, апреле и мае, когда «Патриоты» подорожали на 50 тысяч, а «буханки» — на 35 тысяч. В июне подорожали на 50 тысяч рублей «Пикапы» с моторами Евро-2: теперь они стоят от 1,705 миллиона рублей. Стоимость самого дешевого «Патриота» составляет 1,68 миллиона, и в нее включены 50 тысяч рублей доставки до дилерского центра: подобную надбавку УАЗ ввел осенью прошлого года на фоне автовозного кризиса.
Стоимость иномарок в целом стабильна, хотя точечные корректировки встречаются: на 50–100 тысяч подорожали некоторые модели Changan, на 5 тысяч — одна из версий нового Geely Atlas, на 100 тысяч рублей — переднеприводные Jaecoo J7.
При этом средний уровень цен в любом случае ниже, чем год назад. Так, «Москвич» сохраняет прайс-листы, которые появились весной: тогда, например, минимальная цена кроссовера «Москвич-3» снизилась с 2,22 миллиона до 1,59 миллиона (за машины 2023 года) и до 1,69 миллиона рублей (за 2024 год). Небольшая корректировка цены была в апреле, когда к цене свежих машин добавили 35 тысяч рублей, но это в любом случае значительно ниже уровня цен 2023-го. Стоит отметить, что рекордный дисконт привел лишь к кратковременному повышению спроса на «Москвичи». В марте, после объявления скидок, заводу удалось продать около трех тысяч машин, в апреле — чуть более двух, в мае — 1750, а в июне — 1323. Это чуть лучше уровня прошлого года, но недостаточно, чтобы завод выполнил обозначенный им план в 27 тысяч машин по итогам 2024 года. В прошлом году на учет встали лишь 13 тысяч «Москвичей» из 31 тысячи выпущенных заводом.
Ряд марок предлагают прямые и обусловленные скидки, например, для Geely Coolray дисконт составляет 125 тысяч при покупке за наличный расчет и 150 тысяч, если сделка оформляется в кредит. Его предшественник, Belgee X50, предлагает кредитный дисконт в 135 тысяч или 185 тысяч, если параллельно сдать автомобиль в трейд-ин.
Скидку в 100 тысяч рублей предлагают покупателям Chery Tiggo 7 Pro Max, что отчасти связано с выходом обновленной модели, а также Xcite X-Cross 7 — этот тот же «Тигго 7», но российской сборки в версии 2020 года.
При этом ряд марок отказался от скидок, скажем, прайс-лист не предусматривает их для Haval Jolion нового поколения, хотя на дорестайлинговую модель предлагают прямой дисконт в 100 тысяч.
Причин для резкого роста цен на автомобили не видно. С одной стороны, помогает выгодный курс юаня, который опустился до годичного минимума в районе 12 рублей. С другой, на фоне высокой ключевой ставки растет и стоимость автокредитов, что также ограничивает возможности увеличения прайсовой цены. При этом не видно и явных поводов к снижению: в отличие от застоя, который случился в конце прошлого года, спрос на автомобили сейчас стабильный, и по итогам июня ожидаются продажи более 100 тысяч машин.
Раскачать цены может одобренное правительством увеличение утилизационных сборов: первоначально эту идею продвигал глава АВТОВАЗа Максим Соколов.