Весной 2024 года «Москвич» предпринял экстренные меры для разогревания спроса: стоимость автомобилей уменьшили сразу на 500–600 тысяч рублей, что превышало четверть цены. Основная модель, кроссовер «Москвич-3», подешевел с 2,22 млн до 1,59 млн, а лифтбэк «Москвич-6» — с 2,626 млн до 2,136 млн. По меркам российского авторынка такой демпинг беспрецедентен, и причина очевидна: спрос на автомобили был существенно ниже ожиданий. Если первоначальный план на 2023 год подразумевал выпуск 50 тысяч «Москвичей», то в реальности завод продал 13 тысяч автомобилей (данные агентства «Автостат») или 15 тысяч (данные самого предприятия). Помогло ли «Москвичу» резкое снижение цены?
Март был отличный, но что дальше?
Отчасти это помогло, однако эффект оказался, скорее, краткосрочным. В марте, после публикации новых прайсов, спрос на «Москвичи» действительно подскочил, и за первый месяц весны продали около 3 тысяч автомобилей против 1 тысячи в феврале. Но уже в апреле спрос снизился до 2,2 тысячи автомобилей, а в мае — до 1750 машин, хотя здесь важно учитывать фактор сезонности. При этом «Москвич» поднял стоимость автомобилей 2024 года, хотя и несильно: например, свежий «Москвич-3» стоит сейчас от 1,69 млн рублей (на 100 тысяч дороже автомобилей 2023 года выпуска).
Относительно прошлого года «Москвичи» расходятся заметно бодрее: если средние месячные продажи 2023 года немногим превышали 1 тысячу машин, то за первые пять месяцев 2024 года этот показатель составил 1,74 тысячи. Марка рассчитывала продать по итогам 2024 года 27 тысяч машин, однако при нынешней тенденции этот рубеж выглядит амбициозным. Для выполнения плана за оставшуюся часть года нужно ежемесячно продавать по 2,6 тысячи «Москвичей». Такие результаты у марки были лишь однажды, в марте 2024 года при распродаже прошлогодних запасов.
Сложности «Москвича» связаны с несколькими факторами. Основная модель, кроссовер «Москвич-3», это копия малоизвестного в России JAC JS4, который является не самым современным переднеприводным кроссовером и мало приспособлен к российским условиям. Например, после первой зимы появились жалобы на подтекание масла и коррозию кузова. Кроме того, он столкнулся с серьёзной конкуренцией со стороны китайских моделей (Geely Coolray, Haval Jolion, Kaiyi X3, Chery Tiggo 4 Pro) и до снижения цены стоил не дешевле их.
После корректировки прайсов «Москвич-3» оказался одним из самых доступных кроссоверов на рынке (дешевле только малоизвестный Livan X3), так что в теории его продажи должны быть на уровне лидеров, но пока этого не наблюдается. Для сравнения, в апреле спрос на тульский Haval Jolion были втрое выше, чем на подешевевшие «Москвичи-3».
На что ставит «Москвич»
В мае столичный завод (бывший Renault) перешёл на мелкоузловую сборку кроссоверов «Москвич-3» и их электрических версий, что сократило логистические расходы на четверть (хотя в общем котле логистические расходы составляют небольшую долю). Но главное, это закладывает фундамент для увеличения локализации и открывает перед «Москвичом» коридор возможностей: при правильном подходе можно добиться снижения стоимости на фоне импортируемых автомобилей, в том числе, за счёт господдержки.
Стимул заводу может дать грядущее повышение утилизационных сборов на импортируемые автомобили, предложенное руководством АВТОВАЗа: его поддержали профильные комитет Госдумы и Минэкономразвития. «Москвич» включён в специальное инвестиционное соглашение КАМАЗа, что позволяет заводу претендовать на льготы для российских автопроизводителей.
Но это перспектива будущего, а в 2024 году реализация 27 тысяч «Москвичей» выглядит непростой задачей. Рассчитывать на дебют новинок завод не может: следующая модель, «Москвич-8», выйдет ближе к концу года и станет самой дорогой в линейке, поэтому вряд ли обеспечит объем продаж. Электромобили «Атом», которые также в числе претендентов на конвейер столичного завода, появятся не ранее 2025 года.
Российская марка может поставить на лифтбэк «Москвич-6», который явно выступает хуже своих возможностей. Автомобиль взял вялый старт и продаётся хуже «трёшки»: в мае из 1750 машин на «шестёрку» пришлось лишь 200. Мартовское удешевление всколыхнуло продажи лифтбэка, но весьма умеренно. Однако у модели есть потенциал: например, близкий ему JAC J7 в прошлом году разошёлся тиражом 6,8 тысячи машин, хотя марка почти неизвестна в России.
короче вывод такой, покупать это китайское дерьмо желающих немного. )))
Выбранная впопыхах модель, слабый маркетинг и отсутствие серьёзного интереса со стороны самого производителя (JAC) — вот результат. Впрочем, задачей «Москвича» было создать впечатление, что, мол, мы и без Рено тут прекрасно живём. Ну, наверняка у кого-то такое впечатление возникло)
Я ваще не понимаю, с какого перепуга им пришла в голову идея позаимствовать бренд москвич? Это когда-то был привлекательный бренд? Всегда помойки отвратного качества делали, общеизвестный факт, а покупали их только потому, что выбора не было. Ну в целом оно так и сейчас происходит, всё норм.
Ну да, «Москвич» даже по советским меркам престижным не был: где-то между «Ладой» и «Запорожцем». Но мощных советских автобрендов в принципе мало и в основном они номенклатурные (Чайка, Зил, Победа), поэтому из народных марок там выбора нет.
Думаю, роль сыграли исторические параллели: завод Рено размещался в корпусах бывшего АЗЛК. Рено вообще ассоциировалась с «Москвичом», помогала запускать завод в Ижевске, были проекты по установке моторов «Рено» на поздние модели АЗЛК, а потом «Автофрамос» въехал в цеха завода (точнее, в моторный цех, который, как я понимаю, так и не был запущен). Короче, место намоленное (ну или проклятое — практика покажет).
Ну, и кстати, бренд не безнадёжный: он же до всех событий принадлежал Volkswagen: немцы думали его приспособить под бюджетную линейку поло-подобных машин.