В Челябинске стартуют официальные продажи автомобилей Jetta: так называется бюджетная линейка концерна Volkswagen для рынка КНР, откуда и поставляют машины. Мы взяли на экспресс-тест Jetta VA3 (читается — ви-эй-три), аналогичную Volkswagen Polo, и разобрались, в чем отличия бывших калужских моделей от китайских, кто их поставляет в Россию, сколько они стоят и есть ли, например, гарантия (спойлер: да). Марка Jetta предлагает и два кроссовера VS5 и VS7, о которых также расскажу.
Идея выделить недорогие модели в отдельную линейку у Volkswagen бродила давно, и концерн даже зарегистрировал на себя несколько вариаций бренда «Москвич» (да-да). Но в России даже «Полики» несли корпоративное имя, а вот в Китае в 2019 году запустили марку Jetta как раз под упрощенные версии «Фольцев». Первенцем нового бренда стал седанчик, близкий к нашему Polo первого поколения, которое выпускали под Калугой с 2010 года. В основе Jetta VA3 платформа PQ25, а кузов — седан (новые Polo были лифтбэками).
В Китае автомобили собирают на совместном предприятии VW и FAW. Около года Jetta ввозили в Россию параллельным импортом, но сейчас речь идет о «белых» поставках через официального дистрибьютора «ФАВ — Восточная Европа». Одновременно компания представляет и собственную линейку автомобилей FAW, так что в автосалоне «Гольфстрим», который получил официальное дилерство бренда, Jetta и FAW стоят вместе. И, забегая вперед, между ними возможна внутренняя конкуренция, потому что за близкие деньги FAW предлагает автомобили повыше классом.
Седан Jetta VA3 похож на Polo, но не идентичен: например, он заметно длиннее (4501 мм против 4390 мм) и имеет растянутую колесную базу (2604 мм против 2553 мм). Отличия видны невооруженным глазом: иной капот, крылья, задние двери, в общем, с точки зрения кузовного железа — это самостоятельная модель. По информации дилера, дистрибьютор настраивает сейчас логистику поставки запчастей, так что особенных проблем с кузовным ремонтом не предвидится.
Что касается механической части, тут общего больше, но и различия есть. Например, калужские «Поло Седаны» первых лет оснащали моторами EA111 объемом 1,4 или 1,6 литра, у Jetta VA3 более современный мотор EA211 традиционного для Китая объема 1,5 литра (112 л.с.). Все поставляемые в Россию автомобили имеют шеститупенчатые «автоматы» Aisin.
В России Polo Sedan быстро избавился от реноме откровенно бюджетного автомобиля и встал на полступеньки выше Lada Vesta и близких ей конкурентов. Но Jetta неспроста выделена в отдельный бренд, и даже средняя версия Enjoyment выглядит местами так, словно в Китае ее адресуют в основном таксистам: руль регулируется только по высоте, пластик достаточно жесткий, подлокотник куцый, а управление вентиляцией салона — примерно как в самых простых «Ладах». Скажем, рециркуляция включается механическим ползунком.
Заводской подогрев сидений появляется только в топовой версии Glory, но дилер может установить его и в более простые комплектации. По эргономике машина как будто уступает калужским Polo, и мне потребовалось время, чтобы найти соотношение высоты сиденья и руля для более-менее естественной посадки. Зато есть типичные для Китая опции, например, частичная или полная кожаная отделка и люк в крыше. Что важнее, в отличие от антикризисной «Весты» Jetta VA3 предлагает сразу и автомат, и систему стабилизации.
По практичности автомобиль чуть лучше Polo за счет больших габаритов, хотя места на втором ряду не сказать что феноменально много: сам за собой я сажусь с запасом перед коленями, но все же чувствуется автомобиль В-класса. Багажник имеет хороший объем в 546 литров (на сотню больше, чем у первых Polo), что в былые времена стало бы рекордом класса, если не считать родственную Skoda Rapid. Но вот мелких шкодовских удобств в виде сеточек и разных фиксаторов тут нет, а главное, спинка сиденья не складывается — возить длинномеры не выйдет.
На ходу автомобиль оставляет впечатление привычной фольксвагеновской собранности. Например, подвеска показалась весьма комфортной — ни жесткой, ни валкой. Она как будто менее подробная, чем у российских Polo, при этом не допускает явной раскачки, в общем, для России — что надо. Дорожный просвет не указан, а заводской защиты картера нет, но, естественно, установить ее не проблема.
Двигатель чуть меньше объема, чем у российских автомобилей, охотнее уходит в зону высоких оборотов, и его сочетание с шестиступенчатым «автоматом» кажется естественным. Спортивный режим позволяет дольше держать высокие обороты и, наверное, будет востребован на трассе при обгонах фур. Динамика разгона средненькая (12 секунд до 100 км/час), но от машины с явными бюджетными акцентами большего и не ждешь. Управление… В сильный мороз на заметенных дорогах что-либо почувствовать на автомобиле с нешипованной резиной сложно, но в целом он кажется настолько интуитивным, насколько должен быть. Jetta — вполне себе «Фольксваген», упрощенный, но сохранивший характерные для марки черты. Присидевшись за рулем, воспринимаешь его здравым автомобилем для тех, кому нужно именно ездить и возить, а не очаровывать соседей дизайном и экранами на центральной консоли.
Благодаря официальным поставкам у автомобиля есть гарантия, условия которой похожи на «фольксвагеновскую»: два года или 100 тысяч километров. Но дает ее не производитель, а дистрибьютор, «ФАВ — Восточная Европа», так что как это работает на практике, еще предстоит выяснить. В Челябинске дилерство марки получила компания «Гольфстрим», до прошлого года работавшая с Volkswagen и Skoda. Особенных проблем с обслуживанием и ремонтом в самой компании не ожидают, хотя и отмечают в целом усложнившуюся логистику доставки запчастей.
Цена на Jetta VA3 стартует от 2,078 миллиона рублей за версию с шестиступенчатым «автоматом», двумя подушками безопасности, АБС и ESP, кондиционером, люком и аудиоподготовкой. В средней комплектации за 2,163 миллиона (как на тесте) добавляются легкосплавные 15-дюймовые колеса, боковые подушки и шторки безопасности, парктроник, частичная кожаная отделка, бортовой компьютер, круиз-контроль, 8-дюймовый сенсорный экран. В топовой версии за 2,272 миллиона появляется кожаная обивка руля и сидений, их подогрев, двухзонный климат-контроль, датчик дождя и ряд мелких опций.
Небольшой экскурс в современное ценообразование: в Китае Jetta VA3 с автоматом стоит от 84 тысяч юаней, что по нынешнему курсу составляет примерно 1,1 миллиона рублей. При ввозе такого автомобиля юрлицом-импортером нужно отдать еще 838 тысяч рублей, из которых 532 тысячи — таможенная пошлина, 306 тысяч — утильсбор. То есть даже без учета логистики и дилерской маржи стоимость автомобиля в России не получается ниже 1,94 миллиона рублей. При этом расходы на доставку сегодня также непропорционально возросли, в том числе, из-за автовозного кризиса.
Насколько конкурентоспособны цены? В целом, они рабочие, например, ходовые комплектации Lada Vesta стоят 1,6–2,2 миллиона рублей. Причем даже наиболее дорогие версии российской машины лишены «автоматов», системы стабилизации, боковых подушек, шторок безопасности и еще ряда опций, которые есть у Jetta. Она вряд ли станет конкурентом наиболее простым Lada Vesta, но может отвлечь клиентов, которые ищут проверенный и более-менее оснащенный автомобиль.
У Jetta есть и большой список конкурентов с китайскими брендами, в основном — это седаны более крупного С-класса за 2–2,5 миллиона рублей. Выбор есть: Kaiyi E5, Omoda S5, BAIC U5 Plus, Geely Emgrand. Эти седаны больше и в целом солиднее, зато на стороне Jetta VA3 — проверенная конструкция, спроектированная крупным концерном и доказавшая свою живучесть в России. Правда, опять же нужно иметь в виду отличия: скажем, калужские «Поло» имели полную оцинковку кузова, Jetta VA3 — частичную: цинка нет на крыше, в проемах дверей, на передних стойках. Но это — особенность почти всех автомобилей для рынка КНР.
Пока модельный ряд Jetta состоит из трех позиций: помимо седана VA3 есть еще два кроссовера VS5 и VS7. Технически оба близки, и второй является растянутой на 205 мм версией первого. Сама же Jetta VS5 — это упрощенная версия Skoda Karoq, хотя также есть и отличия. Например, мотор 1.4 TSI у них одинаков, но коробка передач — шестиступенчатый «автомат» (у Karoq был семиступенчатый «робот»). Полного привода нет, зато задняя подвеска независимая, тогда как у моноприводных «Кароков» использовалась полузависимая. Если VS5 короче Volkswagen Tiguan, то VS7 крупнее и по размерному классу сопоставима с автомобилями типа Nissan X-Trail.
Стоимость Jetta VS5 составляет 2,688–2,813 миллиона рублей, что дороже соразмерных «Москвич-3» или Haval Jolion, но в целом конкурентоспособно. Скажем, за популярную сейчас Omoda C5 просят от 2,68 миллиона рублей. Более крупная Jetta VS7 стоит в диапазоне 2,913–3,018 миллиона рублей и конкурирует с автомобилями класса Chery Tiggo 8 или Haval Dargo.
Попутно в Челябинске начинаются официальные продажи всей представленной в России линейки автомобилей FAW, которая состоит из лифтбэка Bestune B70 и трех кросссоверов, включая Bestune T77, на базе которого АВТОВАЗ собирался (но, похоже, передумал) строить Lada X-Cross 5. Открытие автосалона планируется на этой неделе: оно приурочено к 30-летию «Планеты Авто», которая владеет «Гольфстримом».