Что делают автозаводы. Новый УАЗик, московский «Атом» и разные «Искры»

Новый внедорожник будут выпускать на УАЗе под маркой Sollers

За первые полгода в России продали чуть больше полумиллиона автомобилей, и относительно 2024 года спрос ощутимо упал. Это накладывается отпечаток и на автопром, и многие проекты по реанимации заводов идут крайне неспешно. Впрочем, к лету 2025 года появились интересные новости о бывших заводах Nissan, Renault и Volkswagen, хотя не спят и АВТОВАЗ с УАЗом. Подробнее — в нашем обзоре.

АВТОВАЗ поддает газ

Тольяттинский производитель стал чуть ли не главным ньюсмейкером 2025 года. В апреле запустили полноценное производство Lada Iskra, а позже стало известно, что модель планируют собирать на бывшем питерском заводе Nissan, который входит в сферу интересов АВТОВАЗа. Последнее, видимо, означает сворачивание выпуска кроссоверов Xcite (клоны Chery Tiggo 7 Pro) из-за низкого спроса. При этом живых «Искр» мы еще не видели: продажи стартуют во второй половине июля.

Lada Iskra построена на оставшейся от Renault платформе CMF-B LS

В июне завод презентовал первый в своей истории кроссовер Lada Azimut, производство которого должно стартовать в следующем году. А еще показал Niva Travel с дефорсированным мотором объемом 1,8 литра от переднеприводного семейства: наконец появилась альтернатива старому 1,7-литровому агрегату.

Lada Azimut понравилась многим дизайном, но ее перспективы неоднозначны: она попадает в крайне насыщенный сегмент

АВТОВАЗ развивает партнерство с китайскими компаниями, в частности, анонсировал выпуск фургонов и микроавтобусов SKM (копий Shineray M7).

Фургоны и минивэны SKM расширят коммерческую линейку АВТОВАЗа

Год назад возобновилась сборка Lada Largus на ижевском заводе компании. В 2024 году было выпущено около 36 тысяч универсалов, но спрос оказался ниже: на учет встало 19 тысяч машин.

Нишевые проекты АВТОВАЗ вроде выпуска удлиненных «Лада Веста» под названием Aura и электрических e-Largus сделаны, скорее, для галочки: продажи таких машин находятся на уровне статистической погрешности. При этом проблемы со сбытом есть и у «Лада Веста».

УАЗ (Ульяновск). Когда JAC на горе свистнет

Главный производитель внедорожников в России получил новый импульс после начала сотрудничества материнской компании Sollers с китайским производителем JAC. С Дальнего Востока в Ульяновск перенесено производство пикапов JAC T6 (Sollers ST6), налажен выпуск более современной модели Т8 (ST8), готовится запуск флагманского JAC T9 (ST9).

JAC T9 пока подается под родной маркой, но скоро превратится в Sollers ST9

Sollers наладил в Татарстане выпуск китайских дизелей, а на Заволжском моторном заводе — шестиступенчатых трансмиссий. И[ получат как автомобили под маркой Sollers (пикапы и фургоны), так и сами УАЗики.

Внедорожник JAC JS9 станет основой для нового внедорожника Sollers, производство которого наладят в Ульяновске

Но еще интереснее, что на УАЗе готовят выпуск нового внедорожника, разработанного по техзаданию ульяновцев компанией JAC: он уже дебютировал как JAC JS9. Модель построена на базе пикапа JAC T9, который я недавно тестировал и будет продаваться под брендом Sollers.

Hyundai (Санкт-Петербург). «Солярис» начал разгон

Бывший завод Hyundai под Питером является единственным автосборщиком, сохранившим докризисную линейку моделей, которые теперь продаются под маркой Solaris. Производителем является российский холдинг AGR Automotive Group. Завод уже собрал более 30 тысяч машин, и марке удалось попасть в топ-10 наиболее популярных брендов рынка. Правда, до прежних высот далеко: когда-то питерские Kia и Hyundai доминировали в сегменте иномарок. Недавно тестировал бывшую «Крету» — Solaris HC: актуальности она не потеряла.

Solaris HC — это привычный нам Hyundai Creta второго поколения, вышедший в 2021 году

Будущее завода не определено: до конца осени у Hyundai остается опцион на выкуп предприятия, и корейские марки обозначают интерес к Россию, но конкретных шагов пока нет. AGR Automotive Group, по неофициальной информации, собирает машины из оставшихся на складах машинокомплектов, и что будет после окончания запаса — неясно. Именно сейчас полноценный возврат Hyundai кажется маловероятным.

Возможно, завод переключится на китайские марки, и пробные шаги уже сделаны: по инсайдерской информации, предприятие выпустило партию кроссоверов Jaecoo (суббренд Chery). Циркулируют слухи и о подготовке завода к производству автомобилей GAC.

Возврат производство в Россию важен из-за высоких таможенных барьеров. Так, при ввозе автомобиля стоимостью $ 10 тысяч (машина класса Hyundai Solaris) совокупный таможенный сбор составляет 1 млн рублей, то есть увеличивает стоимость вдвое. Из этой суммы 2/3 приходится на утилизационный сбор. Снижение цен на машины возможно в двух случаях: если правительство отменит таможенные барьеры (маловероятно), либо производители локализуют продукцию до уровня, позволяющего претендовать на компенсацию утильсбора и других платежей.

«Москвич» ходит с «восьмерки» и готовит «Атом»

«Москвич» выпускает лицензионные кроссоверы и лифтбэки JAC. После неудач 2023 года проект вышел на плато: продажи стабилизировались на уровне 1,4 тысячи автомобилей в месяц. Этого недостаточно для выполнения амбициозных планов (хотели делать до 50 тысяч машин в год), но путь марки стал более предсказуемым. «Москвич» постепенно увеличивает локализацию, освоил сварку кузовов и стал оцинковывать панели.

Интерес к «Москвичу-6» после снижения цен возрос

Перекос спроса в сторону кроссовера «Москвич-3» сохраняется, но и «шестерка» понемногу набирает обороты: если в прошлом году соотношение продаж двух моделей было 10:1, то сейчас оно ближе к 3:1.

Переднеприводный кроссовер «Москвич-8» крупнее Chery Tiggo 8 Pro

В августе ожидается выход на рынок третьей модели, семиместного кроссовера «Москвич-8» (JAC X8 Plus).

«Атом» готовят к серийному производству

Но самые интригующие новости связаны с подготовкой на «Москвиче» сборки российского электромобиля «Атом». Проект амбициозен, но спорный: это первый разработанный в России электромобиль, но изобилие экзотических решений, непопулярный класс и, предположительно, очень высокая цена вряд ли сделают его интересным для частных покупателей. Ставка делается на таксопарки и каршеринг.

Toyota (Санкт-Петербург). Туман обещаний

После начала СВО Toyota ждала год, прежде чем объявить об уходе из России, после чего завод в Шушарах был передан ФГУП НАМИ.

В апреле 2025 года сведения о собственнике предприятия оказались скрыты (по данным сервиса «Контур.Фокус»): остался ли ФГУП НАМИ в числе владельцев или это другая компания — неясно. Не исключено, что идет подготовка к реанимации предприятия, но вряд ли от лица Toyota. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты склоняются к мысли, что речь о подготовке к работе с китайским брендом по аналогии с другими проектами («Москвич», Xcite).

Ранее в Минпромторге анонсировали возможный выпуск на заводе автомобилей под брендом Aurus, но речь не о линейке чиновничьих лимузинов, а о моделях бизнес-класса — скорее всего, перелицованных китайских автомобилях. А вот выпуск российского кроссовера e-Neva отложен на неопределенный срок, равно как нет новостей о проекте компактного электромобиля L-Type для служб доставки.

Nissan (Санкт-Петербург). Возгореться из «Искры»

Попытки возобновить производство на многострадальном заводе Nissan потерпели уже два фиаско: в 2023 году из-за санкций против АВТОВАЗа не удалось запустить Lada X-Cross 5 (FAW Bestune T77), а стартовавшая в 2024 году сборка кроссоверов Xcite (Chery Tigo 7 Pro и 8 Pro) не принесла успеха: к началу 2025-го складские запасы превысили годовые объемы выпуска. С большой вероятностью дилеры «Лады» сосредоточатся на распродаже остатков Xcite 2024 года выпуска, а сам завод переведут на выпуск новой Lada Iskra. Правда, в небольших объемах: в этом году планируют сделать 4 тысячи машин, в следующем — 8 тысяч.

Автомобили Xcite продавали через дилерскую сеть Lada, но формального отношения к их производству АВТОВАЗ не имел

Целесообразность сборки «Искр» в Питере пока неочевидна: модель еще не вышла на рынок и уровень спроса неизвестен, поэтому думать о расширении производства как будто рано. Скорее всего, лейтмотивом проекта является необходимость сохранить рабочий коллектив бывшего завода «Ниссан» и отчитаться наверх о его спасении.

GM/Hyundai (Санкт-Петербург). Экзотические бренды

У завода GM под Питером сложная судьба: когда-то здесь делали Chevrolet Cruze, Captiva, а также Opel Astra и Antara, но в 2015 году американский концерн сократил присутствие в России. Накануне СВО завод был выкуплен альянсом Hyundai-Kia и здесь планировали собирать кроссоверы Kia Sportage, Hyundai Tucson и Palisade.

Сейчас завод принадлежит AGR Automotive Group. По неофициальной информации, он будет собирать кроссоверы суббрендов Chery, Omoda и Jaecoo, под маскировочными брендами Onives и Jeland соответственно. Тренируем память.

Volkswagen (Калужская область). Tenet все тянет

Калужский автозавод Volkswagen теперь принадлежит AGR Automotive Group, и в ближайших планах — вывод на рынок трех кроссоверов Chery калужской сборки (скорее всего, Tiggo 4, Tiggo7 и Tiggo 8) под маркой Tenet. Бренд, судя по всему, внедряется для маскировки участия китайского холдинга в этом проекте и формальным партнером является компания Defetoo. Не исключено, что со временем бренд Tenet заменит Chery на российском рынке, но сроки вывода новой марки все время смещаются.

Chery Tiggo L начали выпускать и в России

Производство на заводе идет. По информации СМИ, Chery калужской сборки уже поступают в продажу под родным брендом. В частности, речь о кроссовере Chery Tiggo 7L, который в июне попал в топ-10 популярных моделей в России. Модель является чуть удлиненной версией привычного нам Chery Tiggo 7 Pro Max.

Peugeot-Citroen (Калужская область). Haval дает объем

Калужский завод некогда делал Citroen C4 и Peugeot 408, а также ряд моделей Opel и Mitsubishi, и стал единственным предприятием, которое вернулось к выпуску машин под маркой ушедшей компании: здесь собирают Citroen C5 Aircross, но в версиях для китайского рынка. Спросом они не пользуются, и по итогам 2024 года удалось реализовать чуть более 200 машин — ничтожное количество даже для отверточной сборки. Попутно зарегистрирован бренд Rosva, вероятно, для маскировки «Ситроенов» при госзакупках.

Haval M6 прописался в Калуге

Возможно, из-за низкого спроса на «Ситроены» владелец завода, компания «Автомобильные технологии», согласился на выпуск Haval M6: крупноузловая сборка началась в феврале. В прошлом году продано 38 тысяч кроссоверов, и это вторая по популярности модель Haval в России.

«Автотор» (Калининград). Эксперименты с брендами

Калининградский автозавод всегда отличался всеядностью, и до начала СВО выпускал корейские и немецкие автомобили. С 2022 года он переключился на китайские марки Kaiyi, BAIC, SWM, Forthing, но спрос невысок: компаниям пришлось резко снизить цены. В СМИ регулярно циркулируют слухи о переговорах завода с более статусными китайскими партнерами. Не исключено, что предприятие займется выпуском автомобилей Jetour: пробные партии на заводе делали в предыдущие годы.

«Автотор», вероятно, готовится к запуску производства полного цикла кроссоверов Jetour

Mercedes (Подмосковье). Еще один Chery

Завод Mercedes-Benz простаивал с 2022 года. Нынешним владельцем с 2023-го является дилерский холдинг «Автодом». По последней информации, на заводе стартовал выпуск автомобилей Exeed (суббренд Chery), которые в будущем могут продавать под маркой Esteo.

Mazda (Дальний Восток). Нет пикаперству

Завод перешел в собственность российской компании Sollers, которая вместо прежних Mazda выпускала здесь пикапы JAC T6 под собственным брендом. Однако сейчас завод переключился на выпуск автобусов, а производство пикапов перенесено на УАЗ.

Haval (Тульская область). Кроссоверы и стабильность

Это первый и пока единственный завод полного цикла, построенный в России китайской компанией: Haval начал сборку в 2019 году, а в 2024-м запустил моторное производство. Сейчас под Тулой выпускают Jolion, Dargo, F7 и M6 (последний также делают на калужском заводе «Автомобильные технологии», ранее принадлежавшем Citroen и Peugeot).

ГАЗ (Нижний Новгород). «Волга» — это долго

Помпезные заявления о перезапуске бренда «Волга» дальше деклараций не ушли. В качестве донора планировалось использовать не представленные в России модели Changan, но проект, не исключено, зашел в тупик, из-за чего китайская компания стала присматриваться к другим партнерам. До 2022 года на ГАЗе выпускали Skoda, Volkswagen, а еще раньше — Chevrolet Aveo.

«Чанганам» приделали решетки радиаторов, напоминающие о «Волгах» советского периода

Evolute (Липецк). Ставка на гибриды

С 2022-го компания «Моторинвест» собирает китайские электромобили под маркой Evolute, но продажи откровенно плохие: на пять собираемых моделей в прошлом году нашлось в сумме менее 1,6 тысячи покупателей. Однако кроссовер-гибрид i-Space как будто имеет определенные перспективы. Для его производства «Моторинвест» заключил дополнительный специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом, а в 2025 году началось производство гибридов Voyah, которые до этого импортировали из Китая.

16 Comments

  1. «В апреле запустили полноценное производство Lada Iskra,»
    Не выиграл, а проиграл, и не в казино, а в дурака.
    Производство неполноценное.
    Искры собирают на одной ветке с Грантой. 50 Грант — одна Искра.
    Запчастей нет, машин нет, сроки поставок дилерам сорваны.
    Цены не объявлены, собирают одну комплектацию без возможности выбора.
    Потемкинская лестница в бездну недоверия.
    При прапорщике Соколове процент брака зашкалил.
    Узбеки, таджики или заключенные собирают эти машины так и остается не ясным.

    «Sollers наладил в Татарстане выпуск китайских дизелей,»
    Что значит «наладил»?
    Блок цилиндров и ГБЦ производят или импортируют из Китая.
    Какова локализация производства?

    «продажи стабилизировались на уровне 1,4 тысячи автомобилей в месяц.»
    Это даёт миллиард убытков в год? Безубыточный объем находится на уровне 50-100 тыс машин в год. Если не субсидировать этот миллиард из бюджета.

    » автомобилей под брендом Aurus,»
    А где и в каких количествах производят мифический Аурус?

    1. >>>Производство неполноценное.
      Имел в виду, что это производство товарных машин, а не тестовая сборка, которая шла еще с 2022 года

      >>>Что значит «наладил»?
      Ну, что-то вы чрезмерно критичны. Локализация машин и в хорошие времена шла постепенно, тот же «Форд», «Рено» или «Фольксваген» поначалу возили двигатели готовыми, потом запустили моторные заводы, потом увеличили локализацию за счет перехода на российское литье и мехобработку. Вроде у «Соллерса» литье блоков в планах, ну, а так вполне понятно, что сначала лучше настроить сборочные процессы, потом уже отдельные компоненты локализовать. Если выключить режим «докопаться до всего», то вроде как нормальный путь.

      >>>Это даёт миллиард убытков в год?
      Не знаю, данных за 2024 год нет. Я писал лишь, что продажи вышли на относительно стабильный уровень, а то, что он сравнительно низкий — я и не скрываю. Но по крайней мере больше нет провалов, как раньше и видна пусть слабая, но плюсовая динамика, в том числе, по «Москвичу-6». То, что «Москвич» — это эрзац-проект, писал неоднократно, но в любом случае из российских сборок он сейчас выглядит наиболее стабильной (не считая довоенного Haval).

      >>>А где и в каких количествах производят мифический Аурус?

      А при чем здесь мифический «Аурус» — речь же про сам бренд, который приклеят к каким-нибудь «Хончам»

      1. Вот вы пишите:
        «Возврат производство в Россию важен из-за высоких таможенных барьеров. Так, при ввозе автомобиля стоимостью $ 10 тысяч (машина класса Hyundai Solaris) совокупный таможенный сбор составляет 1 млн рублей, то есть увеличивает стоимость вдвое. Из этой суммы 2/3 приходится на утилизационный сбор. »

        Утилизационный сбор это не таможенный и не барьер.
        Его платят все производители включая локальных — ВАЗ, Москвич, УАЗ, Хавал и др.
        Надо четко прояснить этот момент и не вводить читателей в заблуждение.

        «что «Москвич» — это эрзац-проект, писал неоднократно, но в любом случае из российских сборок он сейчас выглядит наиболее стабильной »
        Какие у Москвича и других проектов экономические показатели за 2024 год?
        Может уточнить этот вопрос отдельной статьёй?

        Про завод Хавал не понятен его статус.
        Это уже российские автомобили или ещё нет?
        Какая у него степень локализации по Минпромторгу?
        Государство будет его датировать на равне с ВАЗом и Москвичом?

      2. >>>Утилизационный сбор это не таможенный и не барьер.

        Это по телевизору так рассказывают. Я уже вроде много раз разжевывал это, например https://krasnov74.ru/2024/08/28/util-afera/

        Повторю: утильсбор не имеет никакого отношения к утилизации автомобилей, и был изначально введен, как механизм компенсации снижения пошлин по правилам ВТО. Так было, так и осталось.

        Его платят все производители, включая АВТОВАЗ, но АВТОВАЗ получает полную компенсацию утиля пост-фактум из казны. Другие производители, типа «Хавал» получают, но меньше. Размер компенсации зависит от степени локализации, поэтому «Москвичи» и «Автоторы» получают еще меньше. В итоге утильсбор — это чистой воды таможенный барьер.

        Так что это вы непонятно зачем сеете смуту)))

      3. >>>Какие у Москвича и других проектов экономические показатели за 2024 год?

        Я не знаю, разберитесь — вы же любитель инсайты с дзена доставать. Сам Москвич не публиковал такую статистику. Но в любом случае у них есть определенная поступательность, например, они от крупноузловой сборки перешли на сварку и окраску кузовов, что создает повод снизить себестоимость (в том числе, за счет компенсаций утильсбора).

    2. >>Про завод Хавал не понятен его статус. Это уже российские автомобили или ещё нет? Какая у него степень локализации по Минпромторгу? Государство будет его датировать на равне с ВАЗом и Москвичом?

      Странная постановка вопроса. Тульский завод «Хавал» — это завод иностранного производителя на российской территории, как и «Рено», «Фольксваген» и так далее. Уровень локализации у него неплохой, они запустили моторное производство, точную цифру не назову, но среди иномарок больше может быть разве что у «Соляриса» (но мы цифр не знаем, это предположение).

      Государство дотировало и продолжает дотировать «Хавал», что видно по низким ценам и популярности «Джолион», но точную величину мы не знаем — это не публичная информация. Эта доля меняется по мере локализации, а у «Хавала» она растет все эти годы. Точные условия прописаны в СПИКе, но он не публикуется.

  2. По Haval Jolion нашел данные на начало 2024 года — 1630 баллов. Сейчас, вероятно, повыше. У «Весты», для сравнения, около 4000 баллов, максимальное — 7000 баллов, но до них даже «Гранта» серьезно не дотягивает.

    PS и еще важно понимать, что обычно локализация автомобилей выше, чем указанные баллы. НАМИ недавно это на примере «Лады Гранты» прояснял. Суть такая: у производителя есть СПИК, в нем прописана локализация по годам, и производитель обязан лишь доказывать, что он выполнил норматив. Зачастую локализация гораздо выше, но вычислять точную цифру трудозатратно, а смысла нет, поэтому производитель всегда лишь доказывает, что выполнил условия СПИКа.

  3. «Его платят все производители, включая АВТОВАЗ, но АВТОВАЗ получает полную компенсацию утиля пост-фактум из казны. Другие производители, типа «Хавал» получают, но меньше. Размер компенсации зависит от степени локализации, поэтому «Москвичи» и «Автоторы» получают еще меньше. В итоге утильсбор — это чистой воды таможенный барьер.»
    По-моему, если бы вы написали, что это «налог на новые автомобили» было бы куда корректней.
    А компенсация это «субсидия» от государства.
    Так уже 5 лет нет никаких сведений об этих субсидиях даже в рамках бухгалтерской отчетности АО «АвтоВАЗ»?
    Может надо посмотреть ещё раз более внимательно.
    Такую сумму в мешке не утаишь.

    1. Я пишу максимально корректно: это не «налог на новые автомобили», потому что он касается в большей степени импорта, чем машин местной сборки. И Максим Соколов неспроста лоббирует каждый год повышения утильсбора именно в качестве меры защиты от китайцев: он это даже не скрывает. Никаким налогом тут не пахнет: это чистой воды таможенная пошлина, просто выведенная из-под юрисдикции ВТО, правила которой Россия по-прежнему соблюдает.

      Про поводу бухгалтерской отчетности: мы вроде сошлись с вами, что ни вы, ни я не специалисты в вопросе, и данные у нас все равно не полные. То, что механизм компенсации есть, никто никогда не скрывал — один из пруфов (найдите другой, если не нравится) https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/12/24/819493-avtovaz-viigraet

      Как я понимаю, сам механизм вторичен, кому-то могут налоговым вычетом оформить, кому-то субсидией или погашением процентов по банковским кредитам. Это уже детали, а сам принцип такой: утильсбор — это таможенный барьер.

      К слову, в 2012 году его платили только с импорта, но потом ВТО дала по башке нашим, и они придумали эту хитрогнутую схему.

      1. Отличная ссылка на 2019 год. Я думаю, что это уже не актуально.
        Механизм не вторичен, а как раз определяет в какой степени эта выплата влияет на розничные цены и общее ценообразование в отрасли.
        Понятно же, что никакая защита от китайцев не работает.
        Им государство тоже субсидирует затраты.
        В частности убыточный экспорт. Поэтому цены снизились, но китайцы никуда не делись.
        Но «рынку» это никак не помогло.
        Я думаю, что российские потребители уже наелись как продукции ВАЗ, так и многих китайских компаний.
        И проблема не столько в ценах, сколько в недоверии (падению качества машин) и отсутствии адекватного сервиса в условиях ухода известных мировых производителей.

  4. «Зачастую локализация гораздо выше, но вычислять точную цифру трудозатратно, а смысла нет, поэтому производитель всегда лишь доказывает, что выполнил условия СПИКа.»
    Вернемся к товарищу Горчакову из НАМИ, который одним слайдом показа локализацию нескольких производителей. И ему это было совсем не трудозатратно.
    https://www.ixbt.com/news/2025/05/13/lada-granta-45-7-lada-90.html
    Транслирую сюда:
    ВАЗ — 40,7%
    Хавал — 15%
    Соллерс — 27%
    AGR — 6,6%
    Москвич — 7,6%

    1. Ему это было не трудозатратно, потому что он перепечатал готовые цифры. А посчитать их не так уж просто, в автомобиле тысячи компонентов, каждый состоит из более мелких деталей, все это идет от массы поставщиков, у которых свои поставщики, плюс учитываются НИОКР и прочее. Скажем, блоки АБС «Итэлма» имеют долю российской себестоимости в части сборки, но компоненты идут из Китая, при этом часть компонентов (гидроблок) они вроде сейчас локализуют, то есть этот процент еще и меняется со временем. Баллы начисляются по-разному за разные операции, наверняка есть много нюансов, поэтому все это кажется простым только со стороны.

      Но суть-то не в этом: я эти ремарки сделал к тому, что точные цифры локализации зачастую даже сами производители не знают. Она им ни к чему, кроме как показать Минпромторгу, что СПИК выполняется. То есть если в СПИКе прописано, что нужно 1900 баллов, автопроизводитель считает операции, которые обеспечивают этот уровень и получает свою плюшки, а если локализация больше — ну, это просто задел на будущее, потому что СПИКи подразумевают ее рост.

      1. Вы же уже приводили условия Минпромторга.
        Там нет никаких тонкостей.
        Локализовал блок АБС в России — получил 200 баллов.
        Там нет никакого упоминания про компоненты блока.

        Проценты Горчакова показывают, что Москвич и Хавал локализованы очень мало, не смотря на широковещательные заверения чиновников, и, что говорить об их «производстве в России» это чисто политический лозунг.

        Но возврат утильсбора Москвичу может быть при этом уже 100%, так как это пролоббировано чиновниками.
        При этом цены снизились незначительно и Москвич не может выйти на нормальный уровень продаж и самоокупаемость в течении ближайших трех лет, а скорее всего при таком руководстве не выйдет никогда.

      2. А что значит «локализовал блок АБС»? Я не вникал в методику Минпромторга, но они считают блоки Kesens российскими, потому что на них шильдик Итэлма?

        Не исключаю, что Москвич действительно пролоббировал компенсацию утильсбора. Что еще раз подтверждает, что именно барьер для импорта

        И я не апологет Москвича, кучу уже критических статей про них написал. Так что ваши попытки меня в чем-то убедить напоминают вламывание в открытую дверь. Я сразу сказал, что «Москвич» — это эрзац-проект, созданный впопыхах и без явных перспектив в России, кроме, опять же, лоббистских. С «Атомом», думаю, такая же история у них будет

Добавить комментарий